Сегодня в гостях у программы «Говорим о главном» командир батальона Минобороны Армении при активизации боевых действий, основатель военно-патриотической организации VOMA Вова Вартанов.
Ветеран карабахской войны прокомментировал продолжающиеся провокации Азербайджана на границе с Арменией, возможность перерастания эскалации на границе в полномасштабную войну, роль Турции в данной ситуации, а также вероятное содействие Армении со стороны ОДКБ, России или Запада.
– Г-н Вартанов, есть ли у вас какие-либо подробности относительно последних боевых действий на армяно-азербайджанской границе? Какая ситуация в настоящее время на данном участке?
Ночью они атаковали одну из позиций, и там у нас есть погибшие, раненые – офицер, рядовые. Дорого обходится наше невыполнение долга, невыполнение законов, установленных правил по уничтожению явно атакующего врага. Есть такой закон, называется «Боевой устав», это закон, который принят парламентом страны и новым парламентом не отменен. Там сказано, что военнослужащие занимаются охраной и обороной в пределах РА. Значит, любой приказ о неуничтожении явно атакующего противника преступен. Преступные приказы нельзя выполнять, от кого бы они ни исходили: от командира взвода, начальника штаба Армении или от Главнокомандующего – неважно. Приказ не стрелять по явно атакующему противнику, когда атака ведется интенсивным огнем или втихую – неважно, любой приказ не стрелять преступен.
Власти Азербайджана не раз говорили о выходе к берегам Севана, или, как они называют, Гейчи, но у них главная цель не это и не захват Араратской долины, а Сюник и Вайоц Дзор. Это направление главного удара, которое, возможно, будет задействовано. Ведь не зря они скапливают там свои силы.
Во всяком случае, наши добровольцы, которые взаимодействуют с ВС Армении и по тем или иным причинам находятся на передовой, зафиксировали замену обмундирования впередистоящих прикаспийских турок. Они или поменяли подразделения, или, возможно, подвезли пушечное мясо, я имею в виду наемников из Сирии. Они хотят тем самым измотать нас, а потом бросить в бой свои подразделения.
– Каким может быть дальнейшее развитие событий, может ли этот военный конфликт перерасти в крупномасштабную войну?
Не думаю, что это перерастет в полномасштабную войну. Азербайджанцы в данной ситуации будут дожимать, чтобы что-то отхватить. Но это дожимание будет дорого нам обходиться.
Прикаспийские турки имеют виды на определенную территорию Армении и более или менее активизируются на Гегаркуникском, Вайоцдзорском, Араратском и Сюникском направлениях. Достойный или недостойный, но ответ они везде получают.
– На ваш взгляд, с чем связана дестабилизация ситуации на армяно-азербайджанской границе и какие цели преследует Азербайджан?
Прикаспийские турки, скорее всего, дожимают нас, так как мы проигравшая сторона во время эскалации в 2020 году. Они нас дожимают и пытаются урвать больше, чем удалось в ноябре 2020 года. Это вполне понятная позиция, это позиция хулигана, который сначала просит сходить за чем-то, а потом заставляет сбегать за пивом.
– Какие шаги должно предпринять военно-политическое руководство Армении в связи с действиями Азербайджана и как вы в целом оцениваете действия властей в последний период?
Не в последний период, а в последние 30 лет различные правительства Армении боятся вооружить народ. В чем причина? Ищите сами. Но вооруженный, милитаризованный народ сам по себе вполне в состоянии отстоять свои населенные пункты.
Нам нужно провести несколько необходимых действий. Во-первых, нужно перестать применять больную такую практику, когда с назначением новых начальников полиции начинают собирать незаконное вооружение с приграничных сел. Почти каждый начальник полиции это делает.
Если это незаконное оружие, так узаконьте его. Если нельзя, чтобы у населения было автоматическое оружие, то пусть будет неавтоматическое. Нужно провести оружейную амнистию, чтобы люди смогли зарегистрировать все свои стволы, особенно в приграничных селах и районах. Это одно из необходимых действий. Очень дешево вооружить народ, народ за свой счет будет вооружаться.
В приграничных селах нужно отменить правило ношения в течение пяти лет гладкоствольного оружия, когда только после пяти лет ношения гладкоствольного оружия ты имеешь право носить нарезное оружие. В приграничных районах надо это правило отменить. Связать это с амнистией вооружения. Любое оружие, даже автоматическое, хоть пулемет, нужно зарегистрировать, провести экспертизу – на гильзы, на пули и т.д. Снять автоматический огонь. Там несколько запчастей снимаешь, и он стреляет одиночными патронами. И ты дешево вооружаешь народ – дешево!
Нужно контролировать со стороны государства неправомерное поднятие цен на оружие и патроны в оружейных магазинах. Потому что люди за свой счет очень часто согласны вооружиться. И нужно достаточно много патронов, чтобы регулярно стрелять, чтобы иметь возможность потом, когда будет нужно, попасть в цель. Нужно провести жесткий аудит оружейных магазинов и контролировать цены.
Надо ускорить организацию ополчения, закон о котором был принят где-то год назад. Ополчение вполне может справиться с некоторыми задачами, которые возлагаются на вооруженные силы. Это облегчит труд вооруженных сил и даст им возможность не охранять всё и вся, а в некоторых местах накапливать силы для ответного удара.
Этого не делали ни при Левоне Тер-Петросяне, ни при Роберте Кочаряне. Это не сделали при Серже Саркисяне и сейчас не делают при Николе Пашиняне.
Это очень недальновидно, это недоверие к своему народу, к своей Отчизне. Это очень неправильно, они должны очнуться.
Есть такие глупые мнения, особенно среди псевдопацифистов, что нездоровые люди будут стрелять друг в друга. В Швейцарии, между прочим, очень много преступлений с оружием происходит относительно других видов преступлений, но из-за этого они не отменяют хранение оружия в домах.
Сколько полицейских или военнослужащих совершали преступление со своим табельным оружием? Тогда давайте разоружим полицию и армию. Это глупо, это недальновидно, это самоубийственно.
А какая разница – разоружить полицию или не вооружать село? Один полицейский на село что сможет сделать? Да ничего. А вооруженное село сможет остановить противника.
Тот лозунг «Армия – Народ, Cтрана – Крепость», который мы продвигаем, «мы» – я имею в виду VOMA, – это необходимость, острейшая необходимость уже лет тридцать.
– Какова может быть роль Турции в данной ситуации? На ваш взгляд, будет ли Турция втягиваться в этот конфликт? Кстати, недавно в парламенте Турции говорили о создании тюркской армии. Как вы оцениваете такое решение?
Совместные вооруженные силы внутренних войск и жандармерии Турция создала давно, куда вовлечены не только тюркоязычные народы, но и Монголия. Это как-то незаметно прошло для нашего медийного поля. Сейчас вполне возможно создание совместной группировки тюркских сил различных тюркских государств. Это не наша проблема, а Ирана и России. Это для них угроза – общее вооружение, общее командование вооруженных сил различных тюркских стран.
Для нас это ничего лишнего не добавит. Вспомним, что в 90-х годах казахские организации привозили боевиков задарма воевать против нас. Вспомним, что то же самое делали узбеки, я уж не говорю об афганских наемниках, 1500–3700 человек…
Лишнюю опасность нам это не добавит. Это опасно для России и Ирана, пусть у них голова болит.
– То есть вы не исключаете вовлечение Турции в конфликт на границе?
А что, они не были вовлечены в ноябре? Их операторы работали против нас, офицеры – инструкторы и советники – воевали против нас. Привезенные ими из Сирии человеческие отходы, которые они также в свое время завозили в Ливию, в Сирии ими решали различные вопросы. Турция не вовлечена? Нужно быть очень гениальным либо очень тупым, чтобы не видеть, что Турция напрямую не воюет с нами, но опосредованно воюет, как опосредованно воюют российские войска в Сирии на стороне Башара Асада.
Даже Пакистан пытается вовлечься в этот конфликт (страна военизированных ядерно-вооруженных дегенератов), который не является тюркоязычной страной и не признает нашу страну.
– Стоит ли Армении ожидать реального содействия со стороны ОДКБ, РФ и Запада?
Ну это смешно! Всем кажется, что слова о подводных лодках и лодках, которые в горах Армении не могут плыть, – это уже в прошлом. На самом деле у английских экспедиционных сил тогда было достаточно пехоты, тем более у победившей в Первой мировой войне Англии. Они просто не пожелали это сделать. Это была отмазка. То же самое сейчас. Даже если у них есть большая авиационная составляющая в вооруженных силах, то они не будут вовлечены в конфликт. Если и вовлекутся, то лишь для того, чтобы что-то отобрать у турок.
О России то же самое нельзя сказать, но об ОДКБ можно. Глубоко наплевать на всё это среднеазиатским странам. О Белоруссии я уж и не говорю, одна история с Лапшиным чего стоит. Этот их Батька – тот еще деньги любящий человек.