Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала годовой доклад Nations in Transit 2022, охватывающий 29 стран Евразии, включая Армению.
Согласно отчету, демократия уступает место авторитаризму в регионах Центральной Европы и Центральной Азии. В прошлом году впервые в XXI веке в этих регионах доминировал «гибридный режим» с элементами демократии и авторитаризма. Эти режимы могут быть демократическими в номинальном значении, поскольку они проводят регулярные, конкурентные выборы, но их неэффективные институты не в состоянии обеспечить все компоненты демократического управления, включая баланс контроля и верховенства права, верховенство закона и всеобщую защиту прав и свобод.
Отмечается, что с 2004 года четыре демократии отступили в «серую зону» гибридного управления, включая Венгрию, Черногорию, северную Македонию и Сербию. Вместе с тем, по данным правозащитной организации, три бывшие авторитарные страны – Молдова, Косово и Армения – предприняли шаги по укреплению демократии, результатом которых стал переход к гибридному режиму. Авторы исследования отмечают, что с 2002 года Албания, Северная Македония и Сербия «заигрывали» с либеральной демократией, в то время как Армения и Молдова пережили авторитарные эпизоды, но к 2021 году все страны вернулись к гибридности.
Правозащитная организация отмечает, что в Армении граждане использовали протестное движение в 2018 году и провели серию конкурентных выборов, последние из которых состоялись в 2021 году, положив конец многолетнему правлению Республиканской партии. «На смену лидерам того времени пришло новое поколение политиков, которые, несмотря на их очевидные недостатки, во многом привержены демократии и общественным интересам», — говорится в докладе.
Касаясь парламентской деятельности в странах транзитного режима, к которым относят также Армению, авторы исследования отмечают наличие поставторитарных однопартийных парламентов в Армении и в Молдове. По оценкам аналитиков, в Армении также в определенной степени наблюдается доминирование одной партии, характеризующееся так называемым «законодательным турборежимом», когда одна партия, пришедшая к власти на волне антиправительственных выступлений, управляет «авантюрно», решая задачи, прибегает к серьёзным рискам без участия оппозиции или гражданского общества. При этом есть риск, что такого рода турборежим может привести к разрушительному сведению счетов, отмечается в исследовании.
По мере распространения гибридных режимов в этом регионе растут и «защитные» элементы гражданского общества, которые служат последним «слоем подотчетности», где антидемократические субъекты искажают но не демонтируют важнейшие элементы демократии, отмечают авторы исследования. Такие «брандмауэры» часто объединяются в странах, где господствует одна правящая партия в отсутствие значимого законодательного контроля. К таким странам авторы относят и Армению, где местные группы гражданского общества смогли помешать правящей партии протолкнуть законопроект, связанный с усилением контроля правительства над Офисом Защитника прав человека (речь идет о сворачивании законодательной инициативы по сокращению расходов на Офис Омбудсмена — ред.).
Подводя итоги, аторы отмечают, что Армения добилась общего прогресса, получив 3,04 балла вместо 2,96 баллов в прошлом году. Армения добилась прогресса в нескольких областях, включая демократическое управление, избирательный процесс, развитие независимой судебной системы, но зафиксировала регресс в сфере независимых СМИ. В процентном отношении рейтинг или уровень развития демократии в стране составляет 34%.
Согласно документу, среди постсоветских стран Армения уступает только Украине, Грузии и Молдове, оставив позади среднеазиатские республики, Беларусь, Россию и Азербайджан.
Что касается Азербайджана, то эту страну и его руководителя Ильхама Алиева авторы исследования относят к авторитарным режимам, которые погружались в новые глубины тирании за последние 18 лет, а концентрация власти в руках ее диктатора сопровождалась растущими международными конфликтами и внутренними беспорядками по всему региону. В подтверждение этому авторы приводят действия президента Азербайджана. Отмечается, что с тех пор, как Ильхам Алиев сменил своего отца на посту президента Азербайджана в 2003 году, его и без того низкий рейтинг в странах транзита упал вдвое, поскольку режим начал подавлять оппозиционные партии, независимые СМИ и гражданскую активность, а в 2020 году начал военное наступление против армянских сил в Нагорном Карабахе, в результате чего погибли тысячи людей, многие были вынуждены покинуть свои дома. Авторы подчеркивают, что конфликт серьезно дестабилизировал региональную систему безопасности и привел к территориальным приобретениям в пользу Баку, укрепив политическую позицию президента Азербайджана и предоставив возможность для дальнейшего подавления свободы слова и свобод.
Отметим, что Показатель демократии Freedom House является композиторным и рассчитывается на основе оценки таких составных показателей, как Национальное Демократическое Управление, Избирательный Процесс, Гражданское Общество, Независимые СМИ, Местное Демократическое Управление, Судебная Система и ее независимость, Коррупция.
На основе оценки данных показателей демократии Freedom House относит страны к одному из следующих типов режимов:
Консолидированные демократии (5.01-7.00); Полуконсолидированные демократии (4.01-5.00); Переходные или смешанные режимы (3.01-4.00); Полуконсолидированные авторитарные режимы (2.01-3.00); Консолидированные авторитарные режимы (1.00-2.00).