Анкара пытается воспользоваться ситуацией, возникшей в результате украинского кризиса, и максимально ослабить курдский фактор к югу от границ Турции. Об этом в беседе с Armenia Today заявил тюрколог Андраник Испирян, комментируя возможность проведения Турцией новой военной операции на севере Сирии.
Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара намерена завершить процесс по созданию зоны безопасности у своих южных границ глубиной в 30 км. Также Совбез Турции обсудил расширение зон безопасности на севере Сирии. По данным СМИ, турецкая операция пройдет в четырех регионах Сирии.
По словам эксперта, главная причина возросшей активности Анкары связана с российско-украинским конфликтом, в результате которого Турция смогла получить большие дивиденды в мире и регионе. Он отметил, что Турция смогла не только поднять свой авторитет, но и стать фактором в рамках посредничества при переговорах по урегулированию конфликта. Также Анкара смогла стать фактором внутри НАТО по вопросу о вступлении Швеции и Финляндии в блок.
«Турция стала фактором в контексте пропуска кораблей НАТО и РФ через пролив Босфор. Таким образом, все привело к тому, что роль Турции в регионе вновь выросла. Эрдоган просто пытается воспользоваться ситуацией», — сказал эксперт.
Он отметил, что турецкая сторона пытается вторгнуться не только в Сирию, но также ранее провела широкомасштабные сухопутные и воздушные операции против Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака, на территории курдской автономии.
Испирян отметил, что эти действия Анкары оказались в тени российской операции в Украине и не были особо замечены в мире. По его словам, Турция стремится расширить и продолжить в Сирии операцию в Ираке.
«Главная задача – по возможности деактивировать курдский фактор. Эрдоган стремится максимально «очистить» от курдской активности территории к югу от границ Турции, в Сирии и Ираке. Этим в основном обусловлены его заявления», — сказал эксперт.
По его словам, Турция рассчитывает, что в настоящее время в отношении Анкары внутри НАТО ведется «ласковая» политика, а все внимание мира в основном приковано к Украине, а не к ситуации вокруг курдов.