Основатель «Школы выживания» VOMA Владимир Вартанов (известный как Вова Вартанов) в интервью Armenia Today рассказал об участии членов организации в спасательных работах в ТЦ «Сурмалу», необходимости формирования в Армении ополчения, приоритетах пополнения вооружением ВС страны, а также о взаимодействии VOMA с государственными структурами.
Участие членов VOMA в поисково-спасательных работах в ТЦ «Сурмалу»
Вартанов рассказал, что взрыв и последовавший за этим пожар произошли в 13:20, и уже в 14:00 двое членов организации были на месте происшествия.
«Мы в это время были в Гарни, где праздновали свадьбу члена нашего батальона. Уточнив масштабы разрушения, я попросил собраться еще человек 10-12. Когда через несколько часов стало ясно, что имеющиеся силы явно недостаточны, да еще и большой наплыв родственников пострадавших, сотрудников ТЦ очень мешал работам, к ночи уже собралось от организации VOMA человек 60. В основном мы поддерживали число членов организации на уровне 50-60 человек, но ночью второго дня мы поняли, что если в таком количестве будем работать, то шансы достать из-под завалов живых людей будут нулевыми. Поэтому уже во вторую ночь мы усилили наша группировку до 134 человек», — рассказал Вартанов.
О необходимости формирования ополчения в Армении
Вартанов отметил, что еще в 2019 году в России начала проводиться определенная реформа по работе с мобилизационным ресурсом, было принято решение создавать территориальные батальоны. Он отметил, что сейчас этим отличается Украина, в конце 2021 года там были приняты вполне конкретные решения и законы о создании теробороны. По словам Вартанова, Россия же за два года до этого решила создавать тероборону, но там, как и в Армении, бюрократическая машина двигается очень медленно, в настоящее время о формировании подобных структур ничего не слышно.
«То же самое можно сказать об Армении, потому что, если в 2019 году Россия приняла закон о создании теробороны, то у нас в 2020 году в первом чтении был принят закон об ополчении, это что-то вроде теробороны. Но ничего серьезного в этом плане не видно, притом здесь не открываются никакие секреты, потому что работа с гражданским населением не может быть секретной», — сказал он, подчеркнув, что тероборона — это работа с гражданским населением, мобилизация тех ресурсов, которые не входят в первоочередной мобилизационный ресурс Минобороны.
«Реформа буксует, но она буксует, в том числе, и потому, что у нас есть ложное чувство безопасности в связи с тем, что российская группировка войск вроде бы охраняет нас от турок-османов, находясь в Гюмри, вроде бы охраняет наших соотечественников в Арцахе, вроде бы охраняет Бердзорский коридор, и все это вроде бы. И есть факты, которые подтверждают, что это ложное чувство безопасности», — сказал Вартанов.
В качестве примера он отметил, что в заявлении от 9 ноября 2020 года говорится, что в течение 3 лет должен быть создан обходной маршрут Бердзорского коридора шириной в 5 км. «А сейчас еще и не прошло 2 года, а жителей Бердзора и Ахавно заставляют покинуть насиженные места за год до того срока, который был оговорен, и под этими договоренностями присутствует подпись президента страны, который вроде бы является гарантом нашей безопасности. Так что эти пробуксовки исходят не от того, что мы сдались, а от того, что нам кажется, что какой-то дядя за нас делает нашу работу», — подчеркнул он.
Повышение обороноспособности страны и восстановление возможностей ВС Армении
«Во-первых, наше население должно понимать, что даже если и присутствует этот «зонтик безопасности», и миротворческий или союзнический контингент так или иначе обеспечит нашу безопасность, то мы сами себя должны защитить настолько, сколько это нужно – пока подоспеют вспомогательные силы. В первую очередь, мы должны это осознать. Во-вторых, нужно пополнить то вооружение, которое было потеряно в результате активизации боевых действий в 2020 году. Я имею в виду бронетехнику и силы ПВО», — подчеркнул Вартанов.
По его словам, когда Россия начала операцию на Украине, она прекратила поставки вооружений в любую страну, и скорее всего армянская сторона ничего не дождется от РФ в это плане. В тоже время он отметил, что есть вооружения, которые россиянам не нужны, в частности танки старых образцов. Вартанов напомнил, что 50-60-летние танки Т-62 в настоящее время снимаются с консервации Вооруженными силами России и отправляются на передовую, то есть, эта техника работает.
«В то же самое время вооруженным силам России абсолютно не нужны танки Т-55, Т-54, а модернизировав их, мы сможем поставить их, так сказать, под ружье. Нужно вытребовать, не выпросить, а именно вытребовать у нашего союзника определенную военно-техническую помощь и огромное количество танков, которые ржавеют на складах долгого хранения ВС РФ. Содержать их обходится себе дороже. Проще их сплавить кому-нибудь. И сплавить их нужно нам. Мы должны их вытребовать», — подчеркнул он.
Вартанов отметил, что, если Армения получит 1000 танков Т-55/54, то может модернизировать их, «каннибальским» способом получив 200-300 танков и закопав остальные в долговременные оборонительные сооружения.
О деятельности VOMA и взаимодействии организации с государственными структурами
«Естественно, любая общественная организация, так или иначе, сотрудничает, напрямую или конфликтуя, с государственной структурой. Конфликтовать с госструктурой – это тоже сотрудничество, поскольку тем самым ты указываешь на ее недостатки. У нас есть сотрудничество и в плане рука об руку и сотрудничество в плане конфликтов в тех или иных вопросах», — сказал Вартанов.
Он рассказал, что сейчас организация упорно продвигает мысль не чисто территориальной обороны наподобие украинской, а именно ополчения, жестко привязанного к местности, так как хорошее знание местности, населенных пунктов и т. п. в разы повышает боевые возможности подразделения. «К жесткой привязке подразделений ополчения или теробороны к местности нас вынуждает еще и то, что нам отступать некуда. В этом плане мы сотрудничаем с Минобороны, спорим, приходим к каким-то общим решениям именно в организационных вопросах», — сказал Вартанов.
Он напомнил, что в боевых действиях в 2020 году от VOMA принимал участие батальон МО Армении, члены организации сражались в составе войск Минобороны, являясь военнослужащими. «То есть сотрудничество наше сложное, но оно идет», — подчеркнул он.
Подробности в видеоматериале. Читайте также интервью Вовы Вартанова: «Прикаспийские турки пытаются урвать больше, чем удалось в ноябре 2020 года».