Директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян прокомментировал в беседе с Armenia Today цели, которые преследовал Баку в ходе агрессии против Армении в сентябре, возможные меры Еревана для противодействия существующим вызовам, а также дальнейший ход событий в регионе.
Какие задачи Азербайджан преследовал во время агрессии 13 сентября, и насколько ему удалось их добиться?
Эксперт отметил, что после окончания войны 2020 года Азербайджан применяет стратегию по сочетанию различных форм давления с тем, чтобы добиться своих целей. В их числе дискурсивные формы, то есть Баку заявляет, что Карабаха и карабахской проблемы нет, все уже закончено и т. д. Дипломатические формы давления предусматривают давление на Армению через третьи страны – зачастую Россию, европейские страны, Турцию и т.д. Также применяются военные меры – эскалации, которые время от времени вспыхивают, стрельба на границе и т.д. Сочетание этих трех мер и является формой давления на Армению, отметил он.
«Азербайджан хочет достижения нескольких целей – первая цель Бердзорский или Лачинский коридор, чего он уже добился. Вторая цель – овладение некоторыми высотами, позициями уже на территории Армении. Третья цель – то, что называется «коридором», по азербайджанской риторике «Зангезурским коридором» (в Армении это принято называть коммуникацией через Мегри), и четвертая цель – так называемый мирный договор в азербайджанской редакции», — сказал Искандарян.
Он отметил, что различные исследователи видят разные причины последней эскалации. В основном сходятся на том, что азербайджанцы добиваются от Армении «Зангезурского коридора» — именно коридора, а не просто коммуникации.
«Я считаю, что в основном азербайджанцы сейчас хотят того, что они называют мирным договором, то есть подписание Арменией документа, в котором будет фактически написано не только признание Азербайджана в его международно признанных границах, но и признание карабахской проблемы внутренним делом Азербайджана», — сказал Искандарян, напомнив, что последняя эскалация имела место именно на территории Армении.
Какие шаги может предпринять Армения по противодействию и сдерживанию военного и дипломатического давления со стороны Баку?
По словам эксперта, это не должен быть какой-то отдельный шаг, то есть, нет легких ответов на сложные вопросы. «Это должен быть некий комплекс мер, я думаю, должно быть повышение субъектности армянского государства, что включает в себя укрепление границ, строительство соответствующих сооружений, что делается недостаточно, серьезные реформы в армии, введение меритократии, чтобы в армии и других частях государственного аппарата люди рекрутировались, нанимались не по признаку лояльности правящей силе, а по признаку компетенции», — сказал он.
Искандарян также отметил необходимость проведения дипломатии, которая должна сейчас очень усиленно работать над этими проблемами, которые есть у Армении — и на Западе, и на Востоке. «Это хорошая экспертная база и выход из парадигмы Россия – Запад, то есть, кроме России и Запада, существует еще и остальной мир – Индия, Китай, Египет и т. д», — отметил он.
Эксперт также подчеркнул необходимость внутренней консолидации, отметив, что страна находится в очень серьезной ситуации не только в плане внешней, но и внутренней политики и одно с другим связано. Возможность работать вместе, а не раздирать общество, очень важна для решения всех задач, отметил он. «То есть это должна быть какая-то комплексная программа по повышению субъектности государства, чтобы оно могло сопротивляться существующим вызовам. Тогда появится шанс. Я не говорю, что эта возможность велика, но, по крайней мере, может быть шанс на то, чтобы вытянуть ту сложную проблематику, которая существует», — сказал он.
Как будут дальше развиваться события в регионе, и сможет ли Баку в какой-то момент завладеть желаемым «коридором»?
«Это очень вероятно. Я не думаю, что Азербайджан на сегодня думает завладеть им военной силой. Если бы проблема была только в военной силе, то есть просто элементарно по математике – по количеству вооруженных людей, и вооружений, байрактаров, то это была бы техническая проблема для Азербайджана. Но так как там задействованы и другие парадигмы – дипломатическая, международная, то я не думаю, что это будет так. Но добиться от Армении открытия этой коммуникации в каком-нибудь виде, который армяне назовут коммуникацией, а азербайджанцы — коридором, это очень вероятно, мне кажется», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что на деле Азербайджан хочет открыть одну конкретную дорогу, оставив Армению в блокаде. «То есть, чтобы не открылись коммуникации, как написано в соглашении, а открылась коммуникация, и чтобы остальное продолжалось быть закрытым для Армении, а эта дорога работала для Азербайджана. Это же не дорога из Азербайджана в Нахичеван, а это дорога в Турцию из Азербайджана. Да, вероятно они могут этого добиться», — сказал Искандарян.
Подробности в видеоматериале.