Бывший госминистр Арцаха Рубен Варданян прокомментировал причины своей отставки с этого поста.
«Это вопрос к президенту, который принял такое решение. Слухи о моей отставке начались в декабре. Один из министров обсуждал в кругу своих друзей», — сказал он в интервью Общественному телевидению Арцаха, отвечая на соответствующий вопрос.
В то же время Варданян согласился с замечанием о том, что этот вопрос обсуждался с момента его назначения на пост госминистра. «Понятно, что чужак, пришел со своими какими-то амбициями и правилами. Конечно, спокойная жизнь многих нарушилась. Везде мы привели новый стиль работы, новые правила. Мы перекрыли кислород очень многим людям, которые получают большое финансирование», — сказал Варданян.
Он подчеркнул, что «системность, прозрачность, последовательность, коммуникация, дисциплина и результаты командной работы», о которых он заявлял в период пребывания на посту госминистра, были «не просто объявлениями».
«Мы начали это внедрять, и у части людей это вызвало реакцию. Когда говоришь, что ты не можешь так решать вопросы, как раньше решал – это большое недовольство. А финансовые потоки мы перекрыли такому количеству людей, что я думаю, они от радости, что меня уволили, сейчас просто выпивают каждый вечер», — сказал Варданян.
Оценивая эффективность госаппарата в Арцахе, он, в частности, отметил, что в республике «есть желание местных королевств, территорий, где каждый принимает решения сам, где очень важно умение решать вопросы, а не выстраивание системы». «Было видно, что мы столкнулись с сопротивлением со стороны некоторых ведомств, где руководители считали, что эту модель не надо менять», — отметил он.
Варданян также прокомментировал возможное значение внешнего давления в своей отставке. «Должен сказать, что я никогда не думал, что моя фамилия будет обсуждаться на Совбезе ООН или в Европарламенте, но Азербайджан решил максимально персонифицировать всю ситуацию вокруг Арцаха. Не понимаю зачем, так как, по большому счету, все, что я говорил и говорю, как сказал президент в своей речи, он точно также разделяет, и такие же принципы исповедует и он. И большинство людей, работающих в руководстве республики, имеют те же самые взгляды по поводу «красных линий», по поводу того, что мы не будем интегрироваться в Азербайджан, будем жить рядом, но не вместе», — сказал Варданян.
По его словам, его приезд в Арцах был достаточно неожиданным, и это вызвало появление конспирологических теорий. Он также отметил, что еще летом 2022 года азербайджанская сторона заявляла, что не будет вести каких-либо переговоров с армянами, и «вообще Карабаха нет». «А сейчас прошло 6 месяцев, и они говорят, что готовы вести переговоры, не с Варданяном, а с представителем армянского населения в Арцахе и готовы вести переговоры Баку-Степанакерт», — сказал Варданян, выразив мнение, что его приезд и фактор блокады привели к резкому росту публичности и узнаваемости Арцаха.
«Сейчас Азербайджан уже вынужден выполнять решение Гаагского суда, и он понимает, что так, как он планировал, втихаря интегрировать [Арцах] не получится», — сказал Варданян. Он подчеркнул, что в целом Азербайджан не готов к серьезным переговорам и хотел бы решить вопрос силой.
Отвечая на уточняющий вопрос, была ли его отставка уступкой требованиям Азербайджана, или давление Баку было одним из факторов, Варданян сказал: «Надо спросить президента [Арцаха Араика Арутюняна], он принимал решение и взвешивал все факторы. В своем выступлении он обозначил те причины, почему он принял это решение, думаю это вопрос к нему». Варданян отметил, что озвучил свое мнение о том, что «это неправильное решение».
В то же время он не согласился с мнением о том, что президент Арцаха «собирался сдать Арцах». «Я категорически с этим не согласен, я глубоко убежден, что в руководстве Арцаха нет людей, которые хотели бы сдать Арцах. Но я также глубоко убежден, что, к сожалению, в руководстве Арцаха нету понимания, что значит бороться, нету готовности бороться каждый день, 24 часа и 7 дней в неделю, нету готовности брать на себя ответственность и принимать очень тяжелые решения и, к сожалению, есть большое желание жить обычной жизнью», — сказал Варданян. В качестве примера он отметил, что «были министры, которые не выходили на работу, когда президент уезжал».
«Самая главная моя недоработка, что я не смог донести ключевую мысль: у нас сейчас Сардарапат, мы стоим на краю пропасти и на краю пропасти принимаются чрезвычайные решения, очень жесткие. Это военное положение, это цензура, это ограничение во многих действиях и это очень жесткое наказание за неисполнение решений. Если говорить о моих противоречиях с Араиком Арутюняном, я смотрю на ситуацию, как на чрезвычайную, он смотрит как на обычную жизнь, с большим или меньшим критическим состоянием», — заявил Рубен Варданян.
Президент Арцаха Араик Арутюнян отправил в отставку госминистра республики Варданяна 23 февраля. Он сообщил также о предложении генпрокурору Гургену Нерсисяну взять на себя обязанности госминистра. Варданян 1 сентября 2022 года заявил о решении отказаться от российского гражданства и переехать в Арцах. 4 ноября 2022 года стал госминистром республики. Президент России Владимир Путин 22 декабря 2022 года удовлетворил заявление Варданяна о выходе из российского гражданства. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 18 февраля в Мюнхене на панельной дискуссии с участием премьер-министров Армении и Грузии заявил, что Баку готов говорить «с людьми, которые живут в Карабахе», но не с Варданяном, и обвинил госминистра в том, что он приехал в Арцах по указке Москвы.