На протяжении всего нагорно-карабахского конфликта принципы территориальной целостности и самоопределения ставились бок-о-бок, заявил премьер-министр Никол Пашинян в парламенте. «Этим, на самом деле, зафиксированы реалии, которые мы не признавали, но, независимо от нашего признания, они существуют. В этом контексте право на самоопределение означает, что ты ставишь вопрос о пересмотре условного статуса «А» бенефициара права на самоопределение, теоретически это может означать пересмотр статуса «А» и изменение статуса на «Б», или пересмотр без изминения, или пересмотр и изменение статуса на «А+1» или «А-1», — сказал он.
По словам Пашиняна, без закрепления статуса «А» не может быть и речи ни о каком будущем статусе, самоопределении. «Если вы ставите вопрос о самоопределении, значит, вы являетесь частью чего-то, если вы не являетесь частью чего-то, то либо вы самоопределены, либо самоопределение вам не нужно. Сейчас мы своими руками создали эту переговорную, политическую, геополитическую реальность, зацементировали ее [Пашинян делает отсылку на бывших властей], но после этого говорим, что для Нагорного Карабаха мы претендуем на статус «Б», при этом никогда публично не принимали статус «А». Этим мы обманули самих себя, народ Армении, народ Нагорного Карабаха», — подчеркнул он.
Пашинян отметил, что крайне важно, чтобы между Баку и Степанакертом был сформирован международный механизм диалога, который сделает возможным реализацию повестки обеспечения прав и безопасности армян Нагорного Карабаха.
Премьер также подчеркнул, что также крайне важно, чтобы были сформированы международные механизмы, гарантирующие реализацию возможного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, «в противном случае на следующий день после подписания договора может вспыхнуть война или произойдет новая эскалация».
Ранее Пашинян заявил о готовности «сделать все возможное» для заключения мирного договора с Азербайджаном. Он заявил, что мир возможен, если Армения во всех международных отношениях не только на сегодняшний день, но и на будущее четко зафиксирует, что признает территорию в 29 тысяч 800 квадратных километров, точнее, территорию Армянской ССР и не имеет территориальных претензий ни к одной другой стране.