Премьер Армении Никол Пашинян на заседании комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны заявил, что в арсенале ВС страны было оружие, право на использование которого полностью не принадлежало Армении.
«Считаю, что мне есть что сказать, но могу сделать это только в закрытом режиме. Но не хочу в ходе открытой части ничего не говорить, чтобы не давать повод для разговоров о конспирации. Были вооружения, право пользования которыми «полностью и всецело» не принадлежало Армении», – уточнил Пашинян.
Премьер не стал отвечать на вопрос, идет ли речь о ракетном комплексе «Искандер», пояснив, что даст комментарии по этому поводу в закрытом режиме.
Вопрос достоверности докладов – самая большая проблема не только во время военных действий, но и после них
Пашинян заявил, что во время 44-дневной войны 2020 года в подавляющем большинстве информация о передовой от президента Арцаха Араика Арутюняна опровергалась Минобороны и Генштабом, а через некоторое время Генштаб «был вынужден» признать, что информация соответствует действительности.
Он уточнил, что не вся информация Генштаба была ошибочной.
«Я десятки раз сталкивался с тем, что президент Арцаха звонил мне и говорил, что на таком-то участке ситуация поменялась, я пытался это уточнить в Минобороны и получал отрицательный ответ. Потом признавали достоверность этой информации», – пояснил премьер.
Пашинян не исключил, что мог быть и обратный случай, но при этом отметил, что не помнит, чтобы оказывался прав Генштаб, а не руководство Арцаха. Он назвал вопрос достоверности докладов самой большой проблемой и не только во время военных действий, но и после них.
Мобильность военных во время 44-дневной войны 2020 года была одной из главных проблем армянской армии
Пашинян заявил, что мобильность военных во время 44-дневной войны 2020 года была одной из главных проблем армянской армии.
Были проблемы какими методами, в каком составе передвигалась армия, добавил он. «Большие автомобили, большие группы и, соответственно, хорошая видимость», – пояснил премьер. По его словам, вопрос мобильности армии до сих пор является предметом дискуссий.
О плане по закупкам вооружений и готовности армянских военных действовать в случае войны
Пашинян заявил, что его заверяли в готовности Армии обороны и ВС Армении выполнить поставленные перед ними задачи в случае войны, в том числе, за счет приобретенного вооружения. Премьер напомнил о приобретении Су-30СМ, отметив, что эта закупка была запрошена ВС. По его словам, при принятии решения о закупке он опирался на мнение компетентного института.
Пашинян заверил, что до конца войны 2020 года ВС не получали отказов ни в чем: ни на приобретение вооружения, повышения зарплат, награждение медалями, продовольствие. По словам главы армянского правительства, власти часто обвиняют в том, что они изменили план закупки вооружений, однако «они не были изменены, а были пополнены новыми видами вооружений».
По оценке Пашиняна, с 2019 года переговорный процесс с Азербайджаном был «конвейером войны»
Пашинян заявил, что с 2019 года он называл переговорный процесс [с Азербайджаном] «конвейером войны».
«Если за столом переговоров есть субъект, который может сказать «нет» и развязать военные действия, а в результате не получить контрудар от международного сообщества и второй субъект, против которого, как только он выражает какое-то недовольство, начинаются боевые действия, то как вести переговоры в такой ситуации, причем с точки 2007 года?», – задался вопросом премьер.
Он пояснил, что называл это «конвейером войны», поскольку логика была такова, что нужно в рамках переговоров отдать то, что могут получить путем войны.
«Это было мое восприятие и задачей было попытаться понять, какие есть рычаги, чтобы остановить этот конвейер. Признаюсь, я не смог остановить его», – заключил Пашинян.
Осенью 2020 года вероятность войны оценивалась в 30%
Пашинян заявил, что осенью 2020 года вероятность войны оценивалась в 30%.
«Наши институты оценивали вероятность войны с Азербайджаном в 30%», – отметил премьер.
Он уточнил, что речь идет о сведениях разведки и данных от международных партнеров. Пашинян добавил, что международные партнеры Армении также оценивали вероятность войны с Баку как низкую.
Пашинян также сообщил, что ему было доложено о разговоре между бывшим начальником Генштаба ВС Армении Оником Гаспаряном и начальником Генштаба ВС России Валерием Герасимовым, в ходе которого последний заявил, что угрозы войны нет, «все находится под контролем и все будет хорошо, если армянская сторона не будет прибегать к провокациям».
Примерно то же самое заявил тогда помощнику Пашиняна Аршаку Карапетяну начальник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба России, о чем Карапетян сообщил Онику Гаспаряну.
«Да, мне об этом докладывали, и не только об этом. Были разговоры и между другими должностными лицами. Но об этом я могу говорить только на закрытом заседании комиссии», – сказал Пашинян.
С 27 сентября по 9 ноября 2020 года ВС Азербайджана при участии Турции и с привлечением международных наемников вели войну против Арцаха. В ходе войны, продлившейся 44 дня, азербайджанские ВС подвергали артиллерийским и ракетным ударам мирные населенные пункты Арцаха, применяя в том числе запрещенное оружие. В ночь с 9 на 10 ноября 2020 года премьер Армении, президенты России и Азербайджана подписали трехстороннее заявление о прекращении огня и размещении в зоне конфликта российского миротворческого контингента. В результате войны Арцах потерял Гадрут, Шуши, а также 7 районов, составлявших пояс безопасности. Число погибших с армянской стороны военнослужащих и мирных жителей в результате развязанной Азербайджаном войны превышает четыре тысячи. Согласно представленным в 2022 году данным Защитника прав человека Армении, 303 человека считались пропавшими без вести.