Неподалеку от села Ванк Мартакертского района Арцаха расположен монастырский комплекс «Гандзасар». Это место славится не только достопримечательностями. Если вам посчастливилось оказаться в Гандзасаре, то вы точно встречались с Гришей Асряном. Улыбчивый дедушка первым встречал всех посетителей верхом на своем белом коне Ехнике, исполняя акробатические номера, держа флаги Армении и Арцаха в руках.
Armenia Today продолжает серию репортажей о переселенцах из Арцаха, которые живут в Армении.
Сегодня Гриша живёт в Ереване, на улице Арцаха. Знакомый Гриши помог ему с жильём. Пережив блокаду и исход, Гриша не потерял жажду жизни и с улыбкой рассказывает: «Спрашивают: – Ты был в Гандзасаре? Отвечает: – Был. – Гришу видел? – Нет. Если ты Гришу не видел, значит, не был в Арцахе. В Арцахе есть трое: Дедушка, Бабушка (знаменитый памятник «Мы и наши горы» – ред.) и Гриша».
Гриша рассказывает, что посетители Гандзасара, которым не удалось увидеть его, были очень огорчены этим. Особенно многолюдным монастырский комплекс, по его словам, был 9 мая, когда народ с особым торжеством отмечал тройной праздник – победы в Великой Отечественной войне, освобождения Шуши и формирования Армии обороны Арцаха.
«Я каждый божий день шел в Гандзасар, доставлял людям радость. Туристы, многие из которых были из Америки, Европы, с удовольствием фотографировались со мной. Я пел, танцевал, а люди радовались», – поделился Гриша.
Ему удалось вместе с конем добраться до Степанакерта, однако вывезти Ехника в Армению он так и не смог: он расстался со своим верным скакуном в столице Арцаха с большой болью в душе. Несмотря на то, что Грише трудно говорить о Ехнике в прошлом времени, он мечтает обрести такого друга и здесь: «Хочу обзавестись новым конем и снова радовать народ», – рассказал арцахец.
63-летний Гриша не женат, живет он в однокомнатной квартире вместе с семьей сестры из трех человек. От государства он получил всего лишь 150 тысяч драмов. Между тем никто в семье не работает, а дом, в котором они живут, лишён элементарных удобств.
Вспоминая исход, Гриша рассказывает: «Все что у меня было, я оставил в Арцахе. Даже деньги не успел взять. Что мне делать с этими 150 тысячами драмами? У нас проблемы с едой, даже с кроватями. Матрас такой жесткий, словно утыкан гвоздями».
В Арцахе остались могилы родителей Гриши, его дом. Туристов он вспоминает с ностальгией, гордится тем, что об Арцахе они рассказывают, упоминая и его имя. В Арцахе Гриша оставил все, но говорит, что вернется туда только при одном условии – если там не будет азербайджанцев: «Турки убивают наших детей. Разве можно с ними жить?».
19 сентября, когда Азербайджан напал на Арцах, десяткам тысяч жителям пришлось покинуть дома, спасая свои жизни. Вспоминая трагические события, которые пережил, Гриша не теряет надежды и верит, что вскоре снова сможет вернуться к любимому делу и радовать окружающих. С трепетом храня воспоминания, Гриша грезит об Арцахе, Гандзасаре, Ехнике и тройном празднике.
Подробности – в видеоматериале.
Анна Бадалян