Политолог Грант Микаелян прокомментировал Armenia Today новый виток ухудшения армяно-российских отношений, связанный с заявлением премьер-министра Никола Пашиняна о заморозке участия Еревана в ОДКБ и активизацией сотрудничества Армении с Францией в сфере безопасности.
По мнению эксперта, с учётом сохранения напряженности в отношениях двух стран и продолжающегося падения уровня отношений следует говорить именно о целенаправленной программе, политике, которая реализуется властями Армении. В то же время, в качестве причин ухудшения отношений он указал и политику российской стороны, которая, по оценке Микаеляна, направлена на отход или на пассивную позицию во всех постсоветских делах.
Комментируя заявление Пашиняна о заморозке участия Армении в ОДКБ, эксперт отметил, что оно прозвучало на год позже фактической заморозки. Он напомнил, что гораздо раньше Армения фактически прекратила участие в заседаниях ОДКБ, отказывалась от участия во всех учениях в рамках блока и отозвала представителя в организации, не назначив нового.
Микаелян выразил мнение, что в перспективе будет поставлен вопрос и о членстве Еревана в ОДКБ. Отметив, что процедура выхода из ОДКБ существует, а процедуры заморозки членства в организации нет, политолог подчеркнул, что сейчас речь идёт о политическом решении и действии, а не институциональном.
«Но у него есть институциональные последствия. То есть, с одной стороны, формально Армения числится в членах организации, но фактически Армения уже из неё выходит. Это означает, что через какое-то время вопрос о членстве в организации также будет поставлен», – сказал он.
Политолог обратил внимание, что вопрос о российско-армянских военных отношениях на двусторонней основе пока ещё не поставлен Ереваном со всей однозначностью. Он напомнил заявление армянской стороны о том, что нынешнее руководство Армении пока не рассматривает вопрос вывода российской базы. «Но напомню, что ещё два года назад Пашинян заявлял, что эта база не столько, по его мнению, обеспечивает безопасность Армении, сколько представляет угрозу для страны. Соответственно, понятно, что и этот вопрос будет поставлен», – сказал он.
По словам политолога, целью Еревана является постепенный отход от альянса с Россией.
«Замысел прост: обеспечить отход от военно-политического альянса с Россией – очень постепенно, малыми шагами и не вызывая резкого противодействия», – сказал он.
При этом, по словам эксперта, фактически уже сложившаяся в результате шагов Еревана антиармянская позиция России, её бездействие (если не сказать содействие Азербайджану в разгроме Нагорного Карабаха) всего лишь помогают Пашиняну реализовывать линию на отход от России, символически и политически обосновывая её.
«С другой стороны, Россия, в свою очередь, демонстрирует в отношении Армении нефункциональность своих организаций и своей политической линии. Даже вне зависимости от фона отношений существуют обязательства. Если они не разорваны, то, скажем так, странно руководствоваться неформальной логикой без ясных политических сигналов на публичном уровне. Но понятно, что на непубличном уровне множество сигналов было донесено, и мы слышали, что как минимум руководство стран по-разному расценивают текущий уровень отношений, договорённости и выполнение этих договорённостей – как формальных, так и неформальных, как предварительных, так и окончательных», – сказал эксперт.
Комментируя возможные последствия этих действий Еревана для Армении, политолог отметил, что Кремль реагирует непублично, и заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова лишь свидетельствует о том, что слова Пашиняна были приняты к сведению, но реакция на них поступит позже.
«В целом, это будет просто выражаться в каких-то новых осложнениях для граждан Армении, как это бывало в прошлом. Возможно, опять возникнут проблемы на границе, с военными поставками. Поменяется к худшему поведение российских военных, представленных в Армении», – заявил он.
В числе рисков, возникающих для безопасности Армении из-за ухудшения отношений с Москвой эксперт отметил неспособность Франции полноценно заменить Москву в регионе, а также возможное влияние охлаждения между Арменией и РФ на процесс нормализации между Ереваном и Баку. По словам Микаеляна, делается попытка «заменить Францией выбывающее российское участие». Эксперт подчеркнул, что эта попытка не может оказаться удачной, так как у Франции нет такого потенциала и, в частности, нет такого потенциала в этом регионе.
«Во-вторых, мы видим, что урегулирование отношений с Азербайджаном не удаётся. А чем хуже будут отношения России с Арменией, тем меньше для Азербайджана мотивация для такого урегулирования. <…> То есть, ожидание армянской стороной прогресса на переговорах с Азербайджаном, учитывая плохой фон в отношениях с Россией, было опрометчивым. Это невозможно», – подчеркнул Микаелян.
По его оценке, чем хуже будут отношения Армении с Россией, тем в большей степени российское руководство будет склоняться к «антиармянской деятельности и к поддержке Азербайджана».
«Мы уже видим это на символическом уровне, в достаточно заметной степени, но тут нам есть ещё куда падать, и ещё очень много чего может ухудшиться. То есть, в результате ухудшения российско-армянских отношений Россия сначала заняла нейтральную позицию в отношениях Армении и Азербайджана, что, естественно, не содействует Армении в условиях поддержки Баку Турцией. После этого Россия сейчас уже на символическом уровне фактически поддерживает Азербайджан. Все заявления российского МИД, Госдумы, и других ведомств – мы видим, что они по содержанию антиармянские. Но Россия может начать уже и на практике поддерживать Азербайджан. И это будет для Армении действительно катастрофично. И, конечно, компенсировать такое изменение позиций России ничем не удастся», – заключил эксперт.