Директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян в интервью Armenia Today рассказал о возможности широкомасштабной войны Азербайджана с Арменией. Так он оценил вероятность новой военной эскалации со стороны Азербайджана на фоне обострения азербайджанской риторики и угроз Баку.
«Я не вижу возможности серьезной эскалации. Это Азербайджану было бы чрезвычайно невыгодно. Не понятно, зачем ему это делать…Стычки, пара убитых – это все может быть, но не широкомасштабной войны. По-моему, не тот этап», – пояснил он.
Политолог добавил, что обычные люди видят в изменении риторики Азербайджана рост риска угрозы эскалации. А профессионалы, по его словам, работают далеко не только с заявлениями и текстами. «У обострения риторики есть своя причина. Бывает, когда тексты мы по-разному читаем. Когда я читаю текст, первое, что я смотрю, это кто написал, когда написал, что этот человек писал или говорил до этого? Какова динамика того, что он писал? Кому и в каком месте он это написал, на кого это ориентировано в определенный момент. И только потом я могу читать, что он написал. Это самое маловажное», – уточнил Искандарян
Эксперт указал, что риторика имеет инструментальное значение. По его словам, нужно разобраться для чего используется та или иная риторика, каким образом, как, с какой динамикой. «Это тот метод, которым ты смотришь на ситуацию. Очень часто войны начинаются не при враждебной риторике, а при очень дружественной. Это один из способов начинать войны умиротворять противника. Если ты хочешь, чтобы он не понимал, что произойдет», – подчеркнул политолог.
В то же время, Искандарян заявил о наличии постоянного риска эскалации ситуации. «Конфликт не урегулирован. Конфликт этот уже давно нельзя называть карабахским. Это методологически неправильно. Надо называть его армяно-азербайджанский. И то, каким образом это развивается, мы видим. И, предположим, мы видим, что Азербайджан продолжает закупать вооружение и продолжает довольно серьезно реформировать армию. Зачем? С кем он еще собирается воевать, кроме Армении? С Туркменистаном или с кем? Мы видим, например, что идеологическая база для войны с Арменией создается. Ведь идеологическая база была одна и очень понятная», – пояснил политолог.
По его словам, эта база продержалась, начиная с первой карабахской войны и до 2023 года. Эксперт напомнил о прежних требованиях Азербайджана: «отдайте наше обратно, это не ваше. Это моя территория по закону, по международному праву, это часть территории Азербайджана». «Взяли эту территорию. Территориальную целостность восстановили. Дальше чего? И мы видим, как на наших глазах рождается новая идеология — Западный Азербайджан, возвращение. То есть идеологически это подготавливается», – добавил Искандарян.
Эксперт, говоря о территориях, которые перешли Азербайджану в результате делимитации границы с Арменией, заявил, что их невозможно использовать хозяйственно, экономически и в качестве коммуникаций. «Более того, приходится на них тратить деньги: иногда в высокогорье, там с дорогами плохо, там населения нет, ведь до сих пор там все это строить надо. Зачем? Когда ты смотришь на эти территории, ты видишь, что это господствующие высоты. С их помощью можно одно из двух делать: либо готовиться к войне, либо угрожать подготовкой к войне. Это и делается – весь этот репертуар», – заключил политолог.
21 июля Минобороны Армении опровергло сообщение Баку об обстреле 20 июля азербайджанских позиций на границе двух стран. 25 июля Минобороны Азербайджана пригрозило Армении войной в случае продолжения военной помощи Еревану Францией и США. 29 июля оборонное ведомство Армении назвало дезинформацией сообщение Баку о разведывательных полетах армянского квадрокоптера в приграничной зоне.