Сын художника Ерванда Кочара Рубен Кочар на пресс-конференции рассказал детали дела об исчезнувших из музея Кочара картинах. По словам сына художника, семь из 21-й картины, которые он годы назад передал музею, пропали. Это картины: «Портрет Ивана Читеджяна» (1923 год), «У окна» (1968 год), «Трое в кафе» (1918 год), «Человек в маске» (1926 год), «Голова» (1933 год), «Мужчина и женщина» (1930 год).
Об этом, как утверждает Рубен Кочар, он узнал, когда на правах собственника обратился в музей с просьбой вернуть ему его картины.
«В музей я обратился с единственной целью – узнать, находятся ли эти картины в музее или нет, а не для того, чтобы забрать их домой – по своим размерам эти картины и не поместятся в квартире. Плюс соображения безопасности», – заявил он на пресс-конференции.
По сведениям издания Hetq, Ерванд Кочар после кончины в 1979 году, завещал все картины своей жене Маник Мкртчян, которая и взяла на себя ответственность за сохранность и пропаганду наследия Мастера. В том же 1979 году усилиями Маник в мастерской Ерванда Кочара был основан музей Кочара. Официальное открытие музея состоялось 22 июня 1984 года. Учредитель музея Маник Мкртчян разделила картины Кочара между его двумя сыновьями – Айказом и Рубеном. Для того, чтобы пополнить музейную коллекцию, Рубен и Айказ передали эти картины музею – с условием их возвращения, согласно документу, подписанному музеем в 1984 году. По желанию Маник Мкртчян директором музея после ее кончины была назначена жена старшего сына Айказа Лала Мартиросян, которая помогла Маник основать музей. Усилиями Лалы Мартиросян музею удалось преодолеть трудности тяжелых 1990-х, – в те годы музей даже пытались ограбить. Уже 40 лет минуло со дня открытия музея, директорами музея сегодня являются Лала Мартиросян и дочь Айказа Карине Кочар.
Одну из семи картин, похищенных из музея художника Ерванда Кочара, как утверждает его сын Рубен Кочар, музей художника подарил бывшему министру культуры Асмик Погосян, другая картина находится в музее «Тапан», расположенном на территории армянского храмового комплекса в Москве, сообщил Hetq.
По словам сына Кочара, ему в музее сообщили о том, что одна из картин была подарена бывшему главе Минкультуры, а другую картину художника в музее «Тапан» увидел их родственник и сообщил ему. Представители московской епархии ААЦ подтвердили наличие у себя четырех картин Ерванда Кочара, информация о которых опубликована на сайте музея художника в Армении. По сведениям Hetq, 40 картин московскому музею «Тапан», в числе которых были картины Кочара, в 2020 году подарил предприниматель и криминальный авторитет Эмиль Саркисян – сын поэта Сармена. Его сын изданию не прокомментировал эти сведения.
Также Hetq сообщил о напряженных отношениях между сыном Ерванда Кочара Рубеном Кочаром и музеем Кочара, которым руководит дочь (Карине Кочар) старшего сына художника, Айказа. Рубен Кочар рассказал изданию, что вернувшись в Армению из США, он попытался выяснить судьбу картин и понял, что они исчезли.
«Вернувшись из Соединенных Штатов, я посетил музей. Директор мне сказала – а почему ты пришел? Какое отношение ты имеешь к музею? Почему ты уехал? Но ведь я не просто взял и уехал, я оставил музею на хранение картины. Если б я не уехал, то мог бы стать директором музея. А когда я спросил – где картины, которые я оставил вам на хранение, то узнал, что их просто нет», – рассказал он.
После этого Рубен Кочар обратился с письмом в музей, потребовав вернуть картины, являющиеся его собственностью, принимая за основу договор, подписанный им и музеем в 1984 году. По его словам, он написал письмо с требованием вернуть картины с одной-единственной целью – чтобы выяснить, где они находятся. Однако музей отказал ему и потребовал предъявить доказательства того, что эти картины являются его собственностью.
Рубен Кочар в феврале 2024 года обратился с письмом к премьер-министру Николу Пашиняну и на основании этого письма было возбуждено уголовное производство. В Следственном комитете сообщили Hetq, что предварительное следствие продолжается.
Замминистра образования, науки, культуры и спорта Альфред Кочарян сообщил изданию, что проверки проводятся не реже одного раза в три года. Поскольку текущий год является юбилейным, и музей загружен мероприятиями, запланированные на 2024 год проверки будут проведены в январе 2025 года. Министерство в приложении к этому письму отправило также ответ директора музея Карине Кочар. Из ее ответа следует, что проверку музейного фонда проводит сам музей, информируя о результатах министерство.
«В музее Ерванда Кочара в целом было проведено шесть проверок музейного фонда – в 2000, 2010, 2013, 2016, 2019, 2021 годах. По результатам этих проверок не было зафиксировано ни одного факта пропажи экспонатов», – говорится в ответе Карине Кочар.
Музей не прокомментировал вопрос о том, где находятся эти картины. По словам Карине Кочар, этот спор возник после смерти ее отца Айказа Кочара. «Он (Рубен Кочар – ред.) обсудил все эти вопросы с братом, и все эти годы каких-либо разногласий не было», – отметила она и добавила, что не хотела бы выносить этот вопрос на общественное обсуждение, поскольку это не делает чести семье Кочаров.
«Скажу, что ничего не пропало. Этим наследием на самом деле распоряжались оба брата. Одну ее часть купило государство, сумма была передана Рубену Кочару, другой частью распоряжался Айказ Кочар. За все эти годы между двумя братьями не было никаких разногласий по поводу наследия моего деда. Я очень сожалею, что сегодня Рубен Кочар делает подобные заявления. Думаю, мы должны высоко держать честь семьи Кочаров и избегать недостойного поведения и подобных заявлений», – заявила она.
По мнению сына Кочара, правоохранители не предпринимают действенных мер по поиску картин. «После получения этой информации в правительство было представлено сообщение, а точнее жалоба, которая дошла до Следственного комитета, где дело благополучно похоронили. Ничего не делается, следователь уже девять месяцев как не может назначить проверку в музее. То есть, верить следственным органам, к сожалению, не приходится», – сказал он и добавил, что обратился также в Службу государственного надзора.
По словам Рубена Кочара, все коллекционеры скрывают информацию о том, где и за сколько они приобретают картины, потому что по международным законам 5% во время перепродажи принадлежит обладателю авторского права.
Адвокат сына Кочара Тигран Атанесян на пресс-конференции также заявил, что у сына Кочара есть опасения, что в музее художника экспонируются подделки картин.
«Речь не только об этих семи картинах. В музее [Ерванда Кочара] экспонируются также картины, которые, по мнению Рубена Кочара, являются поддельными», – сказал он.
Рубен Кочар добавил, что он обратился в Следственный комитет, чтобы правоохранители проверили подлинность этих картин.
«Самая известная картина Ерванда Кочара «Автопортрет» сегодня выставлена в Национальной галерее. Чем вызваны мои сомнения? Кочар в нижнем углу картины пририсовал деревяшку со следами от двух гвоздей. Отец мне рассказывал, что такие отверстия от гвоздей может рисовать только он, и это врезалось в мою память. Этой деревяшки на выставленном в Национальной галерее «Автопортрете» нет. Если они поменяли рамку, то возникает другой вопрос – а почему они это сделали?», – заявил сын Кочара.
В этом году отмечается 125-летие со дня рождения Ерванда Кочара.