Россия в целом заинтересована в прокладке транзитных маршрутов по территории Армении, но реализации этих проектов мешают соображения экономической целесообразности и некоторые политические факторы, заявил в беседе с Armenia Today глава офиса экономических исследований Бюро АРФД, экономист Сурен Парсян.
Он напомнил, что Россия в результате российско-украинского конфликта находится под экономическими санкциями. «Независимо от того, чем завершится этот конфликт, санкции продолжатся и в будущем. Так что экономика России, вся ее внешнеэкономическая деятельность главным образом будет завязана на торговле с азиатскими странами, для чего необходимо открытие и строительство соответствующих инфраструктур, над чем Россия сейчас активно работает», — отметил эксперт.
Россия, по его словам, до начала военной операции в Украине активно строила инфраструктуры в направлении Запада – «Северный поток», железные дороги и др. Сегодня же перед ней возникла необходимость поиска новых рынков с учетом таких важнейших компонентов, как протяженность маршрутов, их безопасность и реалистичность этих проектов.
«В глобальном плане Россия заинтересована в прокладке маршрутов по территории Армении, но для этого необходимо учитывать целый ряд факторов. Насколько это экономически целесообразно? Очевидно, что самый короткий, а значит – самый дешевый путь для транзита российских товаров пролегает через территорию Азербайджана, тем более если учитывать горный рельеф Армении», — отметил он.
Во-вторых, продолжил Парсян, не менее важен политический фактор: для транспортировки российских товаров в азиатские страны по территории Армении эти грузы должны достичь нашей страны через территорию Грузии, с которой у России неурегулированный конфликт по части Абхазии и Северной Осетии, в условиях которого реализация долгосрочных проектов практически невозможна. В этом плане также направление Армении становится малопривлекательным для России, сказал Парсян.
«Азербайджанский вариант в экономическом плане на данный момент довольно удобен для России, поскольку он короче. Помимо этого, строится железная дорога Астара — Решт – Казвин, которая соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Этой возможности у Армении нет хотя бы потому, что абхазский участок железной дороги по известным причинам закрыт», — отметил эксперт.
Парсян подчеркнул, что Москва, помимо вышеперечисленного, занимается реализацией таких проектов, как строительство маршрута Дагестан — Азербайджан — Иран, также пытается сохранить Баку в зоне своего влияния. Вместе с тем Москва, по его словам, прекрасно понимает, что это дело в долгосрочной перспективе довольно проблематичное.
«Следовательно, Россия может рассматривать с Ираном и другие варианты, предусматривающие в том числе разделение Азербайджана на зоны их влияния. Если Баку попытается играть на стороне Запада и будет препятствовать расширению российских инфраструктур, то Москва и Тегеран просто разделят эту страну на части. Для них это вопрос жизни и смерти. Азербайджан, думаю, хорошо понимает это и вряд ли резко воспротивится этим проектам. Ситуация очень сложная. Россия попытается реализовать эти проекты, применяя «мягкую силу» — посредством определенных уступок и обещаний, если же не получится – она применит военную силу», — сказал экономист.
Комментируя реализацию этих проектов в контексте открытия региональных инфраструктур, Парсян заметил, что Армения в качестве транзитной страны для грузоперевозок с Востока на Запад после строительства железной дороги Карс — Тбилиси — Баку по сути осталась вне игры.
«Армения может получить хорошие возможности в случае задействования альтернативного маршрута – открытия железной дороги из Нахичевана в Иран, что позволит осуществлять грузоперевозки из Ирана в Армению и далее в Европу через грузинский порт Поти», — отметил эксперт.
Президент России Владимир Путин 16 марта заявил о необходимости ускорить строительство маршрута Дагестан — Азербайджан — Иран. Он подчеркнул, что торговый маршрут из Дагестана через территорию Азербайджана в Иран будет очень востребован для поставки товаров, и все страны согласны построить этот маршрут, «несмотря на сложности геополитических раскладов». Путин также призвал предпринимателей направить средства на строительство коридора «Север — Юг», который должен обеспечить транспортную связь между Россией и Индией через Иран.