Экономист, старший научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян главным фактором роста экономики Армении считает то обстоятельство, что «Армения является тихой гаванью в условиях российско-украинского конфликта». Если завершится конфронтация между Россией и Украиной, по мнению Микаеляна, Армения может лишится части доходов, которые получала в последние два года. «Это приведет к негативным последствиям для экономики Армении», – пояснил экономист. В интервью Armenia Today эксперт оценил риски для экономики Армении, озвучил сценарии ее роста в 2024 году, а также рассказал о драйверах экономической активности в 2023 году и динамике их развития в 2024 году.
– Чем обусловлен рост экономической активности в Армении на 9,4%? В лидерах по отраслям – торговля (+25,7%), строительство (14,8%) и услуги (10,3%), каковы драйверы их роста в 2023 году?
– Самым главным фактором роста армянской экономики оставалось то обстоятельство, что Армения является тихой гаванью в условиях российско-украинского конфликта, санкций и всех этих процессов. Поэтому из России в Армению «притекают» определенные средства, и они направляются в сектор IT, в банковский сектор и прочих финансовых услуг. И это приводит уже к дальнейшему росту экономики. Кроме того, до сих пор в Армении остаются примерно 25-30 тысяч мигрантов из России (как правило – высококвалифицированных), что также положительно влияет на показатели экономического роста. Вместе с тем, есть общая тенденция роста: в ряде мировых экономик в этом году был отмечен рост. Армения, как догоняющая экономика, продолжает расти быстрее среднего по миру. И этот фактор тоже имел вес помимо факторов, связанных с Россией. И сектора, которые выросли – это, в первую очередь, торговля, услуги и строительство.
– Какую динамику ожидаете по этим отраслям в 2024 году и что будет ее определять?
– Если говорить о причинах роста торговли, строительства и услуг, то здесь можно выделить следующее: в услугах росли в первую очередь туристические услуги и услуги, связанные с туризмом, а также IT-сектор. IT-сектор на протяжении долгого периода является одним из драйверов экономики Армении. И хотя он все еще не настолько велик, чтобы толкать всю экономику, но на сектор услуг он влияет очень сильно, и уже стал заметен в общенациональном масштабе. Причем не только с точки зрения добавленной стоимости, но и с точки зрения количества занятых в этом секторе. Что касается строительства, то здесь есть несколько причин. Во-первых, общая долговременная стагнация сектора, что рождает спрос сейчас. Во-вторых, большое количество беженцев из Арцаха. И в-третьих, приток мигрантов из России, а в последние месяцы еще и из Индии. Торговля тоже, в целом, можно сказать, стагнировала, особенно если говорить о розничной торговле. И в 2023 году, напротив, она показала большой рост. В первую очередь, рост продемонстрировала оптовая торговля, что также связано с внешней торговлей, а также с сектором туризма. Но и розничная торговля тоже показала рост, что связано ещё и с ростом уровня жизни, который в 2023 году, очевидно, был зафиксирован. Содействовала этому ещё и низкая инфляция, которая по итогам года составила менее 2%. Но при этом довольно плохая динамика в промышленном секторе – всего лишь 4% роста. И в сельском хозяйстве – 0,3% спада. Очевидно, что реальный сектор нуждается в большем внимании со стороны правительства, поскольку, напротив, правительство объявляло приоритетом сектор услуг, то есть IT и туризм. Причём нынешнее правительство в этом смысле усилило, но лишь продолжило приоритеты прошлых правительств, которые остаются неизменными где-то с середины 2000-х годов.
– Назовите драйверы роста армянской экономики в 2024 году. Какая динамика ожидается?
– Я думаю, что таких высоких темпов роста уже не будет, хотя строительство, скорее всего, сохранит темпы роста, поскольку беженцы из Арцаха будут продолжать нуждаться в жилье. И хотя закон о возвращении налогов тем, кто покупает новое жильё, в Ереване уже отменили, но в областях он будет действовать. И, соответственно, строительство будет расширяться, как в Ереване, так и в областях. Эта тенденция, очевидно, присутствует. Кроме того, есть множество уже начатых строительных проектов, но ещё не законченных. Так что можно ожидать, что этот цикл будет продолжаться в 2024 году. Что касается сектора услуг и торговли, то я думаю, что рост будет медленнее, чем в этом году. Но всё ещё он будет сохраняться. А вот по промышленности и сельскому хозяйству ситуация малопредсказуемая, поскольку реальный сектор больше связан и с внешним миром. Он более волатильный. И, кроме того, мы видим, что политика власти в этом отношении, с одной стороны, не претерпела фундаментальных изменений, но есть определённый интерес к тому, чтобы оказать влияние на восстановление рост в этих секторах. Поэтому пока что буду ожидать, что ситуация в 2024 году сильно не будет отличаться от 2023 года, хотя темпы роста, очевидно, будут более низкими.
– С какими рисками столкнется экономика страны в 2024 году?
– IT-сектор, очевидно, будет оставаться драйвером роста экономики Армении. То же самое касается туризма. Туризм явно будет расти, он сейчас всё ещё находится в фазе роста. Также следует ожидать хорошей динамики по строительству. Соответственно, тенденции этого года будут продолжаться. Рост явно будет ниже, но будет вполне ощутимым, если не изменится что-то в отношении внешних факторов, в том числе роли Армении для России в смысле контактов с внешним миром, а также в целом отношений Армении и России. Соответственно, именно эта точка является самым большим риском на 2024 год. В последние три года уровень экономических взаимосвязей между Арменией и Россией резко вырос. Можно сказать, что и зависимость Армении от экономики России выросла. А корректнее будет сформулировать то, что роль российского фактора в экономическом росте Армении сейчас выше, чем в прошлом. И учитывая, что сейчас между странами натянутые отношения, и если в России сочтут, что отношения ухудшились и решат, что необходимо на это каким-то образом повлиять, могут ввести те или иные ограничения, в том числе на границе. Мы это уже видели осенью 2023 года и не исключено что в 2024 году такая околосанкционная история будет продолжаться. Но эта ситуация абсолютно непредсказуемая, поскольку зависит от решений правительств и внешних обстоятельств, которые уже следует искать в политической сфере, а не в экономике. Второй риск для экономики Армении – это ситуация в мировой экономике. Многие экономисты прогнозируют на 2024 год рецессию: в западных экономиках, в американской экономике, европейских экономиках. Уже есть признаки рецессии в Германии, Великобритания очень близко к этому. И учитывая, что эти страны являются покупателями армянской продукции, Армения взаимосвязана с ними, соответственно это будет влиять на нее. Ситуация в Китае тоже далека от полной стабильности и предсказуемости, поэтому 2024 год в этом смысле будет волатильным. Кроме того, если завершится российско-украинская война, возможно Армения лишится части доходов, которые получала в последние два года. Это приведёт к негативным последствиям для экономики Армении.
– Ваш прогноз по инфляции в 2024 году. Что будет определять ее динамику?
С инфляцией ситуация следующая: у нас был инфляционный скачок в 2021-2022 годах. В 2023 году инфляция была очень умеренной и контролируемой. И учитывая, что мировая экономика замедляется, внешние факторы будут содействовать низкой инфляции в Армении на протяжении 2024 года. Единственный фактор, который может привести к ускорению инфляции, это падение курса драма по отношению к доллару, что в течение 2024 года вполне может произойти. Если приток трансфертов из России в Армению упадёт, то это действительно может произойти. Но когда это произойдёт, мы не знаем. Более того, это даже может и не произойти в 2024 году. Поэтому уровень инфляции будет зависеть от курса драма, поскольку все остальные факторы будут содействовать стабильности цен. Поэтому в базовом сценарии, если курс драма остаётся на нынешнем уровне, я бы не ожидал роста цен в Армении.