Посол России в Армении Сергей Копыркин в интервью Armenia Today оценил уровень армяно-российских отношений, роль России в обеспечении безопасности Армении, военно-техническое сотрудничество двух государств, а также прокомментировал ситуацию с участием Армении в работе ОДКБ. Помимо этого, прокомментировал разногласия между Москвой и Ереваном, а также возможность проведения в ближайшем будущем совместных военных учений. |
— Сергей Павлович, как бы вы охарактеризовали бы нынешний уровень российско-армянских отношений?
— Между нами были и остаются союзнические отношения. Это зафиксировано и в соответствующих двусторонних документах, это проявляется и на практике. Я хотел бы напомнить, что в прошлом году мы праздновали двойной юбилей наших отношений – 30 лет установления дипломатических отношений и 25 лет подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. И тот комплекс мероприятий, который был проведен в рамках празднования этих двух юбилеев, на мой взгляд, стал очередным свидетельством того, что наши отношения, действительно, находятся именно на этом уровне. Особенно хотел отметить официальный визит в Москву премьер-министра Республики Армения в апреле прошлого года, в том числе в связи с этой датой, в ходе которого была насыщенная предметная беседа между нашими лидерами, по итогам которого было принято совместное заявление по практически всем ключевым вопросам двусторонней и международной повестки.
Напомню, апрель прошлого года был уже очень непростым временем в международном плане. Несмотря на все эти вызовы, этот визит состоялся, и двустороннее заявление было принято. Я считаю, что это очень важный показатель уровня наших отношений.
Конечно, между нашими странами продолжается и интенсивный политический диалог на всех уровнях, в том числе и на высшем уровне по всему спектру наших отношений. Конечно, очень большое место занимает региональная проблематика с учетом той роли, которую Россия играет в вопросах, связанных с безопасностью Армении и в регионе, и с реализацией тех трехсторонних договоренностей, которые направлены на урегулирование проблем, нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, разрешение всех этих противоречий и создание условий, в том числе и логистических, для мирного и стабильного развития Армении и региона в целом.
Ткань отношений Армении и России очень плотная, повестка дня насыщенная.
Кроме того, у нас очень динамично развивались и продолжают развиваться экономические отношения. Прошлый год был во многом беспрецедентным, могу сказать, что за тот год Армению посетило порядка 20 российских бизнес-миссий, причем это были не просто ознакомительные визиты, а именно работы по конкретным проектам. Было подписано достаточно много договоренностей о взаимодействии во всех сферах. Причем речь идет как о федеральном, республиканском уровнях, так и об уровне межрегионального сотрудничества. Очень активно и заинтересованно регионы России и Армении сейчас действуют на треке двустороннего взаимодействия.
Беспрецедентными были динамика и объем межкультурных связей. В прошлом году состоялись Дни культуры Армении в России и Дни духовной культуры России в Армении. Помимо этого, было очень много гастролей наших ведущих творческих деятелей, исполнителей и коллективов. Могу назвать имена Спивакова, Хиблы Герзмава, Плетнева, и многих других, которые говорят сами за себя. Уже в начале нынешнего года, в феврале, в Армении был Денис Мацуев, мы ожидаем гастролей театра Сундукяна в Санкт-Петербурге, приезд труппы Александринского театра Санкт-Петербурга в Армению. Совсем недавно Александринка вместе с Петербургским университетом провели здесь для армянских специалистов своего рода мастер-класс по театральному менеджменту школе театрального искусства на базе театра Сундукяна.
Также в ходе Дней духовной культуры России в Армении было очень интересное, беспрецедентное событие: road-show ряда крупнейших российских музеев, включая Третьяковскую галерею, в Армении была гендиректор Третьяковки. Конечно, это дало дополнительный импульс взаимодействию между музеями двух стран, есть планы по проведению интересных и крупных выставок. Мои контакты с руководителями крупнейших армянских музеев говорят о том, что действительно есть предметные планы по развитию сотрудничества и взаимодействия, в частности, музей Эребуни очень активно взаимодействует с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и есть планы по углублению этого взаимодействия. Примеров очень много.
Должен сказать, что Армению на регулярной основе посещают представители руководства российского спортивного ведомства и ведущие спортсмены, звезды российского спорта. Насколько я знаю, есть планы проведения в Армении крупных мероприятий именно с участием знаменитых спортсменов.
В общем, динамика и ткань наших отношений действительно очень плотная и очень важно, что есть и реальная потребность, и заинтересованность с обеих сторон развивать эти отношения.
Хотел бы отметить еще один важный аспект – мы вместе входим в наше общее интеграционное объединение – Евразийский экономический союз. В этой части Россия и Армения сотрудничают очень продуктивно и плотно. Армения имеет для этого все основания, поскольку у нее наиболее динамичный рост торговых связей с остальными участниками ЕАЭС. Это говорит о том, что участие в этом объединении приносит реальную пользу Армении.
В прошлом году Армения председательствовала в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Мы знаем все те вопросы, которые возникают здесь к ОДКБ, но, тем не менее, я могу сказать, что наше взаимодействие в рамках этой организации комплексное, то есть, здесь, подчас за полем внимания общественности, находятся очень важные направления деятельности ОДКБ в различных сферах, которые имеют прямое отношение к национальной безопасности наших стран. Здесь тоже мы взаимодействуем достаточно плотно.
Говорить можно много, потому что действительно ткань наших отношений очень плотная, и есть очень обширная повестка дня. В том числе в прошлом году завершена работа по продлению до 2026 года работы Мецаморской атомной станции, и сейчас идет работа над созданием условий для повторного продления деятельности АЭС, проходят обсуждения вопроса о новом атомном блоке. Это тоже стратегическое направление нашего взаимодействия. Есть конкретные примеры, в том числе с участием «Росатома», и не только, по развитию взаимодействия в сфере новейших технологий.
Повторяю, очень активно работает бизнес наших стран, в прошлом году создан новый механизм взаимодействия – Российско-армянский деловой совет, подписана программа экономического сотрудничества до 2025 года. То есть, действительно повестка дня очень насыщенная. Я думаю, это вполне отражает реальное содержание наших отношений.
— На ваш взгляд, какие разногласия существуют между Россией и Арменией и как их лучше сгладить?
— Вы знаете, слово разногласие вызывает у меня немного сдержанное отношение. Что понимать под разногласиями? Если говорить о принципиальных подходах к нашим отношениям, то, на мой взгляд, здесь нет разногласий, как таковых. Есть с обеих сторон понимание их важности, есть настрой на их развитие. Было и есть понимание того, что наши отношения должны развиваться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать интересам наших стран, содействовать решению тех задач, которые стоят перед нашими странами. Я думаю, что в этом отношении говорить о разногласиях сложно.
Разумеется, в нынешнем мире с такими серьезными вызовами, противоречивыми тенденциями наши отношения сталкиваются с серьезными вызовами. Но, повторяю, для меня главное не то, что эти вызовы есть, а то, что есть политическая воля с обеих сторон должным образом реагировать на эти вызовы и сохранять тот стержень наших отношений, те базовые принципы, которые формировались в течение веков и имеют отношение не столько к государствам, сколько к нашим народам, взаимоотношениям между людьми. Есть настрой на их сохранение и укрепление – это самое важное.
Разные видения и позиции — это нормально, речь идет об интересах двух суверенных государств, реализующих ту повестку, которую считают нужным.
Что касается различия в позициях по тем или иным вопросам, то это с одной стороны неизбежно, потому что повестка дня очень насыщенная, ткань очень большая, много вопросов, в том числе, касающихся безопасности, интересов и деятельности третьих игроков, стран. Поэтому тут, конечно, могут быть разные видения, позиции, но это нормально. Речь идет об интересах двух суверенных государствах, реализующих ту повестку, которую считают нужным. Но, думаю, это те вопросы, которые не затрагивают базовых основ наших отношений. Если брать конкретный пример того, что вы называете разногласиями, скажем так, разницы в позициях – это активное вовлечение третьих игроков в региональные дела. Здесь у нас есть свой взгляд на эти вещи, который мы не скрываем, в частности, по-разному подходим к деятельности наблюдательной миссии Евросоюза в Армении. Нашу позицию мы, в том числе на высоком политическом уровне, однозначно высказывали, но, повторяю, это часть взаимоотношений двух суверенных государств, которая, я убежден, не затрагивает базовые принципы наших отношений.
— Интересно, а как вы оцениваете ситуацию с участием Армении в деятельности ОДКБ? Есть ли возможности для урегулирования разногласий Еревана с Организацией?
— Подача вопроса в такой немного драматизированной тональности не совсем отражает ту реальную картину, которая сегодня есть. По понятным причинам в армянском обществе одна сторона этого вопроса наиболее чувствительна и привлекает абсолютно все внимание. Но реальная картина гораздо шире. Уже упоминал, что Армения в прошлом году председательствовала в ОДКБ. Я скажу, что в целом, и это было публично сказано нашим президентом, итоги председательствования мы оцениваем позитивно, потому что ОДКБ достаточно активно развивалась и в плане наращивания своего потенциала в сфере обороны, реагирования, миротворческого компонента. В прошлом году была подписана очередная двусторонняя резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ, были намечены пути развития взаимодействия ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества, с Содружеством независимых государств. Создан новый координационный орган, которого не было, по тематике биобезопасности. Эта новая сфера нашего взаимодействия в рамках ОДКБ.
Вопросы у Армении к ОДКБ возникли в региональном контексте, но абсолютно несправедливо говорить о том, что ОДКБ не проявил достаточного внимания к ситуации.
В прошлом году было принято порядка 10 совместных заявлений стран-членов ОДКБ по ряду ключевых международных проблем, это и региональная, международная безопасность, разоружение, информационная безопасность, противодействие нацизму и ряд других. Это говорит о том, что эта координация на международной арене была и есть. Обычно как-то за кадром внимания общественности остается текущая работа в рамках ОДКБ по линии соответствующих компетентных служб. Это и борьба с терроризмом, нелегальной миграцией, наркотрафиком. Это все есть, все работает. В этом отношении заявления о том, что есть драматическая ситуация в отношениях Армении с ОДКБ, мне кажется, не соответствуют реальной картине.
Конечно, мы все знаем, что есть вопросы, которые возникли у Армении к ОДКБ в региональном контексте, но абсолютно несправедливо говорить о том, что ОДКБ не проявил достаточного внимания к той ситуации, драматическим сентябрьским событиям 2022 года. Напомню, что уже 13 сентября по запросу армянской стороны по видео-конференц-связи состоялось заседание высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности, были достаточно оперативно направлены в Армению миссии во главе с генеральным секретарем ОДКБ и начальником объединенного штаба организации, которые посетили эти районы армяно-азербайджанской границы. И результатом этого стал проект решения о направлении мониторинговой миссии ОДКБ в район армяно-азербайджанской границы, решение об оказании военно-технического содействия Республике Армения. Как неоднократно говорили представители российского руководства, эти предложения остаются в силе. Напомню, что министр иностранных дел Армении в ходе недавнего визита в Москву публично сказал, что Армения не отказывается от этого, то есть, продолжается работа по этому вопросу.
— Если можно, оцените роль России в сфере обеспечения безопасности Армении. Как развивается военное и военно-техническое сотрудничество двух стран, а также возможно ли в ближайшем будущем проведение совместных учений ВС Армении и России?
— Взаимодействие России с Арменией в сфере безопасности остается одним из стержневых направлений, сфер нашего взаимодействия. Россия ни в коей мере не отказывается от тех обязательств, которые у нее есть в рамках наших соответствующих соглашений. Функционирует 102-ая военная база, возросло число наших пограничников, есть наблюдательные посты и в районах армяно-азербайджанской границы. Конечно, важный фактор обеспечения региональной безопасности – наш миротворческий контингент в Нагорном Карабахе.
К сожалению, в его адрес время от времени звучат критические замечания, но это не отменяет того, что это ключевой фактор обеспечения безопасности и жизнедеятельности армянского населения в Нагорном Карабахе. Даже сейчас в условиях, когда закрыт коридор, миротворцы играют очень большую роль в плане недопущения гуманитарного кризиса, оказывая там содействие в доставке предметов жизнеобеспечения, продуктов питания.
Можно высказывать какие-то претензии к России, к российскому миротворческому контингенту, но то, что российское присутствие было и остается очень важным фактором безопасности и недопущения эскалации ситуации, это, на мой взгляд, не требует никаких доказательств.
Россия ни в коей мере не отказывается от тех обязательств, которые у нее есть в рамках соответствующих соглашений с Арменией.
Что касается военно-технического сотрудничества, то, конечно, это сфера чувствительная и непубличная. Она традиционно была и есть важной частью наших двусторонних отношений. Работают соответствующие механизмы, которые обеспечивают взаимодействие в этой сфере.
Что касается совместных учений, то в целом это форма сверки часов в отношении планирования военных действий, применения совместных вооруженных сил. Это достаточно рутинный процесс, который происходит на разных уровнях и, насколько мне известно, армянские подразделения, специалисты регулярно принимают участие в такого рода мероприятиях. Что касается Армении, то здесь вообще ситуация специфическая – в республике есть наша военная база, действует объединенная группировка войск (сил) и, естественно, это предполагает совместные мероприятия, учения на достаточно регулярной основе.
Хотел бы добавить, что когда мы говорим о военно-техническом сотрудничестве, совместных учениях, мы рассматриваем это как фактор обеспечения безопасности Республики Армения и как составную часть наших общих усилий по поддержанию и укреплению безопасности в регионе, созданию условий для политического урегулирования тех проблем и противоречий, которые есть.
— Оцените, пожалуйста, экономические отношения двух стран? Насколько они динамично развиваются, если их сравнивать с предыдущим годом, и какие существуют перспективы развития сотрудничества в этой сфере?
— Я уже упомянул, что в прошлом году беспрецедентно динамично развивались наши отношения, для этого были субъективные и объективные причины. Но Россия сохраняет роль ведущего торгово-экономического и инвестиционного партнера Армении. Сейчас объем накопленных в Армении российских инвестиций составляет $2 млрд с лишним, а это 40% от общего объема [иностранных] инвестиций [в Армении]. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться, мы все знаем, что здесь работают крупные и не только крупные компании с российским капиталом.
Объем накопленных в Армении российских инвестиций составляет более $2 млрд, а это 40% общего объема [иностранных] инвестиций [в Армении].
Кстати говоря, в прошлом году было открыто достаточно большое количество новых компаний, в том числе с участием тех, кого мы называем релокантами, то есть россиянами, приехавшими и обосновавшимися в Армении. Судя по той статистике, которую дает армянская сторона, в разы увеличились денежные трансферты в Армению. Но мы понимаем, что здесь есть моменты конъюнктурного плана. Отчасти эти цифры были обусловлены спецификой ситуации, но очень важно для меня, что с обеих сторон и на уровне государственных ведомств, правительств и на уровне бизнеса есть заинтересованность и реальные планы, работа по развитию наших отношений в таком долгосрочном плане во всех сферах, включая и новые технологии. Были созданы соответствующие механизмы, которые призваны работать на это. Поэтому я думаю, что здесь у нас есть хорошие перспективы.
— Буквально на днях в Москве прошел форум «Инвестиции в Армении» с участием бизнесменов и Ассоциации армянских предпринимателей.
— Я на этом форуме не был, как вы понимаете, у меня нет пока информации. Но я не ошибусь, если скажу, что это событие – во-первых, очередное свидетельство того реального интереса, который есть с обеих сторон. С другой стороны, такого рода мероприятия, и это показывает практика, — хорошая площадка для того, чтобы выявлять и договариваться о новых проектах взаимодействия.
В прошлом году у нас здесь был региональный форум. Это тоже площадка для такого рода контактов, достижения договоренностей. К счастью, это стало такой рутинной частью наших взаимоотношений, и это очень хорошо.