Немногие люди в мире владеют таким уникальным направлением искусства как создание композиций из бабочек. Среди них участники 44-дневной войны Геворг Карапетян и Вардан Варданян. Герои репортажа Armenia Today ознакомились с этим направлением искусства и со временем сделали его частью той жизни, которую построили после войны.
28-летний офицер Карапетян учился в Военном университете имени Вазгена Саркисяна, после окончания которого с 2017 года поступил на службу в одну из южных воинских частей Арцаха. Он был на поле боя с первого дня войны. 25 октября в результате удара авиабомбы был ранен.
«Перед тем, как отправиться в «Дом солдата», когда я еще был ранен, думал, что ничем не смогу заниматься до конца жизни, что кто-то всю жизнь должен постоянно помогать. Вскоре после прихода в «Дом солдата» я понял, что жизнь продолжается, потому что можно жить самостоятельно и полноценно», — в беседе с Armenia Today отметил Карапетян.
Любовь и интерес к новому занятию у Карапетяна зародились в реабилитационном центре, куда после войны приезжала американка армянского происхождения Хелена Аракелян. Она решила обучить военнослужащих, проходящих лечение, искусству работы с бабочками.
«Я и окружающие меня люди не представляли, что однажды смогу заняться подобным делом, но мы попытались и получилось. Сначала это было хобби, но после выставки, которое организовали некоторое время, мы поняли, что наши бабочки очень популярны среди публики. Круг интересов сильно возрос, и мы решили открыть организацию», — рассказал Карапетян. По его словам, кроме того, что за это они получают зарплату, также у них появляется возможность на вырученные средства помогать «таким же ребятам» [получившим ранения во время войны].
Другой собеседник Armenia Today — 31-летний офицер, артиллерист Варданян. Он служил в одной из южных воинских частей Армении. Во время войны для выполнения боевого задания отправился в Джракан, где и был ранен. Он регулярно проходит реабилитационное лечение. Для него работа с бабочками изначально была терапией, так как у него была травма руки. Затем терапия стала хобби, а потом любимой работой.
«Сначала это было интересное занятие для нас. Навыков рисования у меня нет, думаю роль сыграло то обстоятельство, что я военный. Будучи военными, мы имели отношение к оружию, войне, военной форме. А изучив это искусство и увидев эту красоту, мы поняли, что, наверное, нам всегда не хватало красоты», — отметил Варданян.
Он рассказал, что в каждое дело вкладывает любовь и тепло. Но есть занятия, которые становятся более любимыми и с которыми ему не хочется расставаться. Для Варданяна особенным является произведение из поврежденных бабочек, собрав которые воедино получили одну большую бабочку. Эта работа стала символом «Дома солдата».
«Когда мы работаем с бабочками, они повреждаются. Это настоящие бабочки, немного небрежное отношение и крыло может быть повреждено, и мы не помещаем эти поврежденные части в композиции. Поврежденные части мы собрали в коробку и решили соединить их с целыми бабочками и получить большую бабочку. Мы не считали поврежденных бабочек бесполезными. И мы, раненые ребята, хотя бы в какой-то степени причиняя вред, не считаемся негодными. Мы собрались вместе с ребятами и получили такие красивые произведения, — рассказал Варданян.
Карапетян и Варданян отметили, что после оружия работа с нежными бабочками казалась им новым испытанием, потому что требовала особого внимания и умения. Есть работы, процесс подготовки которых может занять даже месяцы.
«Создание композиции из бабочек для нас не работа, мы отдыхаем. Можно сказать, что мы обретаем духовную силу. Бабочки идеальны, нам нравится пересматривать их жизнь, дарить им вторую жизнь», — рассказал Карапетян.
По словам ответственной за программы реабилитационного центра «Дом солдата» Сатен Микаелян, если сначала искусство было лишь терапией для раненых военнослужащих, то потом поняли, что оно может стать большим бизнес-проектом. Проект «Красота от солдат» уже является зарегистрированной организацией.
«Задача благотворительной общественной организации «Дом солдата» заключается именно в том, чтобы помочь ребятам, получившим проблемы со здоровьем во время военной службы или защиты Родины, решить не только проблемы со здоровьем, но и проблемы социальной реинтеграции, что чрезвычайно важно. Возможно, до войны, до получения ранения у них были профессии, по которым они сегодня не могут работать и содержать семью», — сказала Микаелян.
Она подчеркнула, что их цель — обеспечить ребят другими профессиями, новой занятостью.
Варданян и Карапетян после защиты Родины прошли долгий путь восстановления. Несмотря на то, что этот путь все еще продолжается, преодолев все трудности, они нашли в себе силы создать новую жизнь. А то, что могло бы иметь короткую жизнь, благодаря ребятам, прошедшим через всю тяжесть войны, сегодня получает вторую жизнь.
Анна Бадалян