Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в комментарии Armenia Today счел звание нового командующего миротворцами генерал-полковника Александра Ленцова «несколько избыточным» для контингента в 2 000 человек.
«Скорее всего, это сделано для повышения статуса командующего, чтобы у него была возможность напрямую общаться с руководством Минобороны Армении и Азербайджана и, используя свой политический вес, попытаться урегулировать и предотвращать те конфликты, которые в ближайшее время могут обостриться вокруг установки Баку КПП», – пояснил эксперт.
По словам Притчина, установка азербайджанского КПП в Лачинском коридоре во многом выглядит как продолжение политики Баку по постепенному взятию под контроль всех коммуникаций, связывающих Армению с Нагорным Карабахом, а также постепенно и самого Нагорного Карабаха к моменту, когда российские миротворцы к 2025 году должны будут покинуть его.
Эксперт назвал очевидным то, что односторонние шаги, которые Азербайджан предпринял по установке КПП, не являются частью трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года.
«Баку исходит из логики победившего», – пояснил Притчин.
По его словам, Азербайджан часто делал акцент на то, что предоставляет возможность наземных коммуникаций между Нагорным Карабахом и Арменией, но при этом симметричных шагов со стороны Еревана нет.
«Логика Азербайджана здесь очень четкая – взять под контроль наземные коммуникации между Арменией и Нагорным Карабахом, предотвратить использование этого коридора для любых негражданских перевозок», – отметил Притчин.
Эксперт выразил сомнение, что установка Азербайджаном КПП ускорит переговорный процесс с Арменией. «Если до этого момента можно было говорить и подталкивать Армению делать шаги по открытию так называемого Зангезурского коридора, то здесь фактически Азербайджан взял под контроль эту дорогу и в таких условиях ожидать, что Армения пойдет на уступки, не стоит», – подчеркнул он.
«Пока сложно говорить о мирном договоре, потому что когда условно на Ереван идет давление эмоциональное, психологическое, социально-экономическое со стороны армянского населения Нагорного Карабаха, то садиться за стол переговоров и договариваться по границе тоже не самый позитивный для премьера Армении Никола Пашиняна сценарий развития событий», – заявил Притчин. По его словам, ситуация осложняется тем, что Армению постепенно втягивают в антироссийские санкции.
При этом эксперт указал, что у России не так много инструментов по реагированию на сложившуюся ситуацию. «В первую очередь это переговорный процесс, так как в мандате российских миротворцев не прописано, что у них есть возможность каким-либо образом противодействовать тому же блокированию Лачинского коридора. У них нет военно-полицейской миссии, которая бы позволила им заниматься в том числе урегулированием таких вопросов», – отметил Притчин.
По его словам, сейчас у миротворцев не так много полномочий, а также возможностей по логистике, чтобы обеспечить свое же снабжение без азербайджанской стороны. «Во многом они сейчас в большей степени зависят от Азербайджана, чем когда бы то ни было. И здесь конечно вопрос, каким образом на это реагировать и каким образом это негативно будет влиять на переговорный процесс», – сказал Притчин.
Вместе с тем эксперт подчеркнул, что как минимум до 2025 года российские миротворцы остаются основным гарантом безопасности населения Нагорного Карабаха. Он указал на отсутствие каких-либо реальных шагов с азербайджанской стороны по интеграции карабахского населения и предоставлению ему гарантий. «Конечно, это негативно сказывается на настроениях в Нагорном Карабахе, и мы можем ожидать, что если не будет предпринято каких-то серьезных шагов в этом направлении, то большая часть населения будет вынуждена покинуть Нагорный Карабах», – сказал он.
По словам эксперта, при таком раскладе Азербайджан получит эту территорию после ухода российских миротворцев уже «с очень ограниченным населением». «Но до 2025 года миротворцы в регионе, они обеспечивают безопасность, и несмотря на сложности в отношениях России с Арменией, это тот фактор, который нельзя забывать», – подчеркнул Притчин.
Он также не исключил возникновения конфликтов вокруг азербайджанского КПП. «Это может также заметно осложнить коммуникации между Нагорным Карабахом и Арменией. Перевозки, переезд гражданских лиц — все это будет проходить под контролем Азербайджана. Мы видели попытки использования объездных дорог, они приводили, в том числе к перестрелкам с жертвами. Поэтому, конечно, это вопрос болезненный и для Армении, и для Нагорного Карабаха, и он во многом будет негативно сказываться на дальнейшем переговорном процессе», – заключил Притчин.
Минобороны Россиисообщило о смене командующего российскими миротворцами 26 апреля. За несколько дней до этого Азербайджан установил КПП в Лачинском коридоре. МИД России 24 апреля подчеркнул неприемлемость шагов, нарушающих положения трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года. Официальный представитель МИД России Мария Захаров сегодня заявила, что ситуация в Лачинском коридоре прорабатывается как по линии российских миротворцев «на земле», так и на политическом уровне. «Сейчас предпринимаются все необходимые усилия с целью урегулировании ситуации вокруг Лачинского коридора и ее возвращением в русло трехсторонних договоренностей от 9 ноября 2020 года», — подчеркнула она.