Посол Исламской Республики Иран в Армении Аббас Бадахшан Зохури в интервью Armenia Today оценил нынешний уровень армяно-иранских отношений, экономические связи между двумя странами, сотрудничество Еревана и Тегерана в сфере безопасности. Он также рассказал, какие шаги может предпринять Иран для недопущения изменения геополитической ситуации в регионе и представил детали транзитного мегапроекта «Персидский залив — Черное море».
— Как Вы оцениваете нынешний уровень армяно-иранских политических отношений? Насколько он удовлетворяет Тегеран, и в каком направлении, по-вашему, должны развиваться отношения между двумя странами?
— Иран и Армения за последние три десятилетия всегда имели особые и отличные политические отношения. Положительная тенденция в политических отношениях двух стран продолжается и в последние годы, в атмосфере взаимного доверия и уважения. Динамично развиваются и углубляются торгово-экономические отношения. Мы активно сотрудничаем в сфере инфраструктур, в том числе энергетических и транспортных. Растут также объемы взаимной торговли между двумя странами. Важными компонентами двусторонних отношений являются также культурно-исторические общности, сотрудничество в сферах культуры и искусства, туристические потоки. Отсутствие между двумя странами существенных разногласий является удовлетворительным для сторон, но всегда можно намечать более высокие планки и стремиться их достичь.
— Как развиваются экономические отношения между двумя странами? Насколько возросли объемы товарооборота между Арменией и Ираном по сравнению с прошлогодними показателями? Расскажете о главных совместных армяно-иранских экономических проектах?
— Мы видим серьезную последовательность в сфере инфраструктур. Во время прошлогоднего визита Никола Пашиняна в Тегеран была достигнута договоренность об обменах энергоресурсами и увеличении их объемов. Посольство также приложило много усилий для обеспечения соответствующих инфраструктур. Также обе страны прилагают усилия в сфере перевозок − как по улучшению регламентирования сферы, так и в плане реализации практических работ.
Одним из вопросов повестки сторон является устранение препятствий, раскрытие новых возможностей и облегчение режима торговли между двумя странами. Благодаря этому товарооборот между Ираном и Арменией в 2022 году вырос примерно на 40%. В 2021 году объем торговли между двумя странами составил примерно $500 млн, в 2022 году он превысил $700 млн. Статистика первого квартала 2023 года также свидетельствует о поступательном росте объемов товарооборота между двумя странами.
— Иранская сторона неоднократно заявляла о недопустимости изменения границ на Южном Кавказе. Прокомментируйте, пожалуйста, стремление Азербайджана открыть так называемый Зангезурский коридор и, в целом, территориальные претензии этой страны к Армении. Какие шаги может предпринять Иран для недопущения изменения границ в регионе?
— Позвольте воздержаться от того, чтобы комментировать предполагаемые ситуации, которые, надеюсь, никогда не возникнут. Иран имеет свои четкие позиции и законные интересы в этом регионе. Опыт показывает, что мы всегда отстаивали свои законные права и выражали свои четкие позиции в этой связи.
— Каков уровень сотрудничества Ирана и Армении в сфере безопасности, в том числе в военной сфере? Имеется ли потенциал для их углубления и проведения, в частности, совместных военных учений?
— Наша позиция в вопросе военного сотрудничества с другими странами заключается в том, что оно должно служить сохранению мира и стабильности в регионе. Сотрудничество между Ираном и Арменией в сфере обороны основано на этом основополагающем принципе. Изменение ситуации, как правило, может внести корректировки в имеющееся оборонное сотрудничество между разными странами. Это касается также всех стран. Надеемся, что процессы в регионе будут происходить путем переговоров, в целях установления мира и стабильности в регионе.
— Как Вы прокомментируете решение властей Армении о размещении гражданской миссии ЕС на границе с Азербайджаном?
— Должностные лица Ирана неоднократно выражали свою точку зрения относительно путей решения региональных проблем. Позиция Ирана четка и заключается в следующем: вопросы, существующие между странами региона, должны решаться с их участием. Другие страны также имеют возможность содействовать сохранению мира и стабильности в регионе. Мы делаем акцент на том, что вопросы должны решаться с участием стран региона на основе диалога и переговоров.
— Какова позиция Ирана в вопросе закрытия Азербайджаном Лачинского коридора – единственной дороги, связывающей Нагорный Карабах с Арменией и внешним миром?
— Иран считает необходимым выполнение всеми сторонами взятых на себя обязательств – согласно международному праву и документам, подписанным руководителями вовлеченных в этот вопрос стран, в том числе трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020г.. Приверженность взятым на себя обязательствам особенно важна в контексте тех проблем, у которых есть многочисленные тяжелые гуманитарные последствия.
— Вы завершаете свою дипломатическую миссию в Армении. Какие достижения и упущения вы можете отметить за время Вашей работы на должности посла?
— Считаю, что взаимодействуя и устраняя определенные бюрократические препоны, мы можем дать новый импульс двустороннему сотрудничеству и зафиксировать новые достижения. Мы видим рост взаимопонимания двух стран относительно вопросов стратегического характера и макрозадач в регионе. Это достижение, достигнутое в результате постоянных переговоров между двумя странами на разных уровнях, и это хороший капитал для развития сотрудничества. Достижение этого общего взаимопонимания было одной из наших важных целей в последние годы. Участились встречи глав двух государств, высокопоставленных чиновников, а также политические консультации на руководящем и экспертном уровнях.
Думаю, обеспечение соответствующих инфраструктур для стимулирования двусторонних отношений является естественным результатом этих действий. В нашей повестке также развитие отношений в многосторонних форматах. В целом, в Иране большое внимание уделяется вопросам Кавказского региона, что в свою очередь будет способствовать расширению отношений в самых разных сферах.
В числе достижений в этой сфере − учреждение в Капане Генерального консульства Ирана, что поспособствует расширению отношений в разных сферах. С другой стороны, мы видим, что армянский народ обращает больше внимания на отношения с Ираном – возможно, по той причине, что верит в конструктивный подход и дружественную позицию Ирана.
— Средства массовой информации ранее сообщали о возможности реализации совместных транзитных проектов с участием Армении. Ирана и Индии. Не сообщите подробности этих проектов?
— Внимание к отношениям с соседями более чем когда-либо находится в повестке правительства Ирана. Мы стремимся по возможности развивать отношения с соседними странами, странами региона. Формат многостороннего сотрудничества с участием Ирана, Армении и Индии является одним из важных форматов, представляющих интерес. Иран и Индия являются основными учредителями транзитного коридора «Север-Юг», и в этом контексте Индия уже осуществила инвестиции в иранском порту Чабахар. Большие инвестиции были сделаны также в целях задействования соответствующих железных и автомобильных маршрутов в Иране.
Иран и Армения также сотрудничают в вопросе задействования транзитного коридора Персидский залив — Черное море. Эта консолидация идей содержит важный транзитный потенциал, которым могут пользоваться Иран и Армения, чтобы связывать многие страны на огромном пространстве от Индийского океана до Черного моря.
На первом трехстороннем заседании должностных лиц министерств иностранных дел трех стран этот вопрос обсуждался в качестве одного из основных. Правительство Ирана приветствует присутствие других стран в порту Чабахар, и мы выражаем удовлетворение, что правительство Армении приняло важные решения в этом направлении. Другая важная страна в этом контексте – Грузия, которая посредством своих портов обеспечит доступ к Черному морю. Проведение необходимых работ с органами государственной власти этой страны также находится в повестке.