Политтехнолог Виген Акопян в беседе с Armenia Today прокомментировал внутриполитическую ситуацию в Арцахе в преддверии выборов президента республики, а также угрозы, связанные с концентрацией сил ВС Азербайджана на линии соприкосновения.
По словам Акопяна, после отставки Араика Арутюняна и назначения на пост госминистра Самвела Шахраманяна, который является и кандидатом в президенты, между политическими силами в Арцахе не ожидается особой борьбы. Эксперт подчеркнул, что Шахраманян по сути является консенсусным кандидатом, которого поддерживает большинство парламентских политических сил.
Политтехнолог отметил, что выбирать президента будут три политические силы, которые были оппозицией в период пребывания у власти Арутюняна.
«Они также входят в состав возглавляемого Рубеном Варданяном Фронта безопасности и развития Арцаха. К ним сейчас присоединилась и партия Арутюняна», – сказал эксперт.
По словам политтехнолога, подходы этих сил предусматривают, что право Арцаха на самоопределение и идеология независимости не могут обсуждаться, являются аксиомой, относительно которой не может быть торга или политического дискурса.
«В этом заключается политический курс этой оппозиции, который противостоит политике властей Армении, их подходам, которые созвучны предложениям Азербайджана», – сказал Акопян.
Он отметил, что оппозицией указанным силам в настоящее время является бывший министр обороны Арцаха Самвел Бабаян и возглавляемая им фракция «Единая родина», которые, по словам эксперта, придерживаются «политического курса на реинтеграцию».
Эксперт также прокомментировал планы Бабаяна по проведению акции протеста в день выборов президента Арцаха.
«Действия Самвела Бабаяна – это действия обычной оппозиционной силы. Когда вам не хватает голосов в парламенте, вы пытаетесь укрепить свои позиции через улицу. Не уверен, что им удастся собрать такие массы, которые смогут реально повлиять на избирательные процессы. Я не исключаю, что будут какие-либо уличные акции, но не думаю, что они будут существенными. Несколько месяцев назад, когда президентом еще был Араик Арутюнян, Бабаян через улицу пытался заставить его назначить себя госминистром. Была проделана большая работа, потрачено много ресурсов, в том числе со стороны властей Армении, у которых есть достаточно серьезные связи с Бабаяном, но серьезная масса не собралась, и ему пришлось смириться с этой мыслью», – сказал эксперт.
По словам политтехнолога, в настоящее время Бабаян позиционирует себя в качестве оппозиции формирующейся новой властной элите и понятно, что он должен пытаться укрепить свой фактор за счет поддержки улицы. Комментируя отказ фракции Бабаяна от выдвижения своего кандидата на пост президента, эксперт объяснил это тем, что позиции «Единой родины» в НС Арцаха слабы, также существует консенсус относительно кандидатуры Самвела Шахраманяна. По словам Акопяна, у фракции нет конкурентоспособного кандидата, а также необходимых ресурсов. Эксперт выразил мнение, что политические тенденции в Арцахе не способствуют оптимизму сторонников бывшего министра обороны.
Виген Акопян выразил мнение, что наблюдающаяся в последние дни концентрации сил ВС Азербайджана на линии соприкосновения в Арцахе и на армяно-азербайджанской границе может быть связана и с выборами в Арцахе.
«Не удивлюсь, если Баку сделает все для того, чтобы в Арцахе и в СМИ не было в повестке процесса формирования новых легитимных властей. Понятно, что они сделают все [для этого]. Баку и не скрывает, что его требованием номер один, предъявляемым армянским государствам, является демонтаж государственных институтов Арцаха и унификация его территории с Азербайджаном», – сказал эксперт.
В то же время он подчеркнул, что Азербайджан не имеет возможности делать в регионе то, чего ему хочется и когда хочется. По словам эксперта, это ему должны в первую очередь позволить мировые центры силы. Акопян также отметил, что указанная концентрация войск и техники наблюдается не только вокруг Арцаха, но и на границах Армении.
«Возможно, это связано с тем, что Азербайджан видит, какой глубокий конфликт, уже не кризис, а конфликт, есть в армяно-российских отношениях и хорошо понимает, что Армения, лишившись на земле не очень хорошего и надежного, но тем не менее военно-политического союзника, по сути останется без защитника», – сказал Акопян.