Медиаэксперт, специалист по информационной безопасности Самвел Мартиросян в интервью Armenia Today оценил планы властей установить повсеместное видеонаблюдение в режиме 24/7. «Государство с помощью камер видеонаблюдения будет контролировать передвижение граждан по стране, но кто будет контролировать самого «контролера» во избежание злоупотреблений?!», – так Мартиросян прокомментировал законопроект о внесении изменений в закон «О полиции», согласно которому бизнес и различные учреждения обязаны будут обеспечить внешнее круглосуточное видеонаблюдение.
Эксперт не усмотрел ничего криминального в осуществлении видеонаблюдения с помощью разных систем, при этом он считает, что когда контролирующие механизмы, даже созданные в самых благих намерениях, сами не контролируются, они могут превратиться в руках недобросовестных людей в инструмент злоупотреблений. Он указал, что помимо того, что недобросовестные люди, имеющие доступ к системе, могут использовать базы данных в своих личных целях, эти данные могут оказаться также в руках внутренних и внешних сил.
«Сложилась ситуация, когда государство контролирует наши данные, но не контролирует тех, кто осуществляет этот контроль. Мы всегда говорим, что некие внешние темные силы могут получить к ним доступ, но не меньшую озабоченность у меня вызывает то обстоятельство, что мои данные, причем без моего разрешения, в самой Армении смогут использовать некие люди, в том числе против меня. Слив информации мы всегда представляем делом рук неких злоумышленников, но где гарантии, что этот злоумышленник не работает, скажем, в КГД или в Минздраве», – задался вопросом Мартиросян.
Это очень сложная, по его словам, проблема, и большая часть общественности не в курсе, не интересуется законом, поэтому и не критикует его. «Причем не в курсе не только по той причине, что правительство не организует должным образом общественные обсуждения, что само по себе является серьезной проблемой, но и потому, что сама общественность не проявляет особого интереса к подобным вопросам. Это говорит о том, что определенная часть нашей общественности не готова жить в суверенной стране, потому что иметь независимую государственность – это значит также контролировать правительство и не позволять ему тех или иных злоупотреблений», – подчеркнул Мартиросян.
Эксперт считает, что особенно уязвимыми могут стать оппозиционные политики или журналисты. Поэтому Мартиросян подчеркнул необходимость внедрения механизмов, которые не позволят представителям власти использовать эти данные в качестве инструмента давления на оппозицию. «Мы – народ, имеющий коррумпированное мышление, склонный в тех или иных ситуациях обходить закон. Так где гарантии, что люди этой системы не будут действовать частным образом? Очевидно, что чем сильнее контроль, тем выше уровень безопасности, но это не означает, что мы ради безопасности должны жертвовать всеми своими гражданскими свободами», – отметил эксперт.
По его мнению, ночное видеонаблюдение, осуществляемое в целях профилактики и выявления преступлений, недобросовестные люди могут использовать в целях шантажа. «Мы все прекрасно знаем, что наша система полиции далека от совершенства, там есть и коррумпированные полицейские. И нет никаких гарантий, что они не будут использовать данные для шантажа», – уточнил Мартиросян.
По его мнению, для того, чтобы обосновать эффективность увеличения числа систем видеонаблюдения, прежде всего необходимо понять, насколько полезно использование видеокамер для полиции, насколько, к примеру, повысился показатель раскрываемости преступлений благодаря этим камерам. Мартиросян также оценил риски, которые могут возникнуть после создания единой базы данных. Он напомнил о случаях утечки данных, что, по мнению эксперта, свидетельствует о незащищенности этой системы, и привел в качестве примера тот факт, что его данные оказались в руках азербайджанцев.
«Государство делает гражданина уязвимым. Есть случаи утечки информации, которые никто так и не расследовал. Может, были внутренние расследования, но последствий мы не видели. Государство обязано знать, каким образом мои паспортные данные, номер моей машины оказались в руках азербайджанцев», – отметил он.
Мартиросян подчеркнул, что данные могут взломать не только в едином центре их сбора, уязвимы также тысячи видеокамер, которые государство обязывает установить по всей стране. «Так, например, владелец магазина устанавливает видеокамеру, в которой совершенно не разбирается. Видеокамеры имеют заводской код, который при установке надо изменить. Подавляющее большинство людей, если они сами устанавливают камеры, этого не делают. Таким образом, создаются тысячи уязвимых точек, и я не уверен, что удастся обеспечить безопасность всех этих людей прямо на месте», – пояснил эксперт.
Мартиросян отметил, что наряду с требованиями к установке видеокамер игнорируются также их технические характеристики. Нет также гарантий, что производитель будет осуществлять техническое обслуживание. Медиаэксперт также прокомментировал вовлечение компании «Амазон» в создание крупной базы данных. Он отметил, что в случае работы с одной компанией, тем более руководствующейся четкими правилами безопасности, рисков будет меньше. «Не хочу рекламировать эту компанию, но она уже имеет данные очень многих граждан Армении, которые через нее осуществляют торговлю», – отметил он.
Эксперт указал на множество непонятных пунктов в разработанном МВД законопроекте. По его словам, в результате предлагаемые реформы непрозрачны, и общественность, а также экспертное сообщество не знают многих деталей и не могут полноценно оценить все риски. Также в нем, по словам Мартиросяна, нет механизма обжалования.
«В той же Эстонии, у которой мы перенимаем этот опыт, есть омбудсмен личных данных, т.е. механизм обжалования обеспечен. Необходимы очень четкие механизмы, наша судебная система должна быть готова реагировать на злоупотребления. Общественность должна понимать, что за ней тщательно наблюдают, и знать, какие имеются механизмы для противодействия возможным злоупотреблениям», – пояснил он.
Эксперт также напомнил, что максимальный штраф за утечку личных данных сейчас составляет 500 тысяч драмов ($1,2 тысяч). Закон этот был принят в 2015 году, тем не менее никого за все это время так и не оштрафовали, заключил Мартиросян.