Возможное подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном не будет означать завершения процесса урегулирования отношений двух стран, за рамками соглашения останется ряд ключевых вопросов. Об этом заявил в беседе с корреспондентом Armenia Today старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Отвечая на вопрос об итогах переговоров в Праге, он отметил, что Армения во многом проиграла из-за того, что согласилась на подобного рода встречу, так как получилось, что Азербайджан имел на ней гораздо более сильные позиции. «Во-первых, у Шарля Мишеля достаточно тесные отношения с Ильхамом Алиевым и Евросоюз в его лице представлял более проазербайджанскую позицию. Присутствие Эрдогана, конечно, усиливало позицию Азербайджана и, по сути, только Макрон однозначно поддерживал Армению на этих переговорах. В целом получалось, что Армения, согласившись на такой формат, изначально поставила себя в достаточно сложную ситуацию», — сказал он.
Комментируя пункт заявления, принятого по итогам переговоров, о подтверждении приверженности сторон Алма-Атинской декларации 1991 года, Притчин выразил мнение, что речь идет о юридической казуистике, попытке, по его словам, найти возможность признания того, что было признано уже давно для того, чтобы избежать признания статуса-кво и реального положения дел.
Отвечая на вопрос о возможном подписании мирного договора до конца года, эксперт сказал, что мирный договор должен быть окончательным документом, который признает все вопросы двустороннего урегулирования, предполагает и решение всех территориальных вопросов. В качестве примера он привел Россию и Японию.
Он отметил, что в случае Армении с Азербайджаном подписание мирного договора до конца года теоретически возможно, выразив сомнение в том, что в конечном итоге это произойдет. По словам эксперта, подписание подобного документа совершенно не означает, что вопрос урегулирования отношений Армении с Азербайджаном будет закончен, потому что подписание соглашения, в первую очередь, решит только вопрос территориальной целостности Азербайджана. Притчин отметил, что эту цель Баку преследует на всех переговорах, для Азербайджана это основная задача – закрытие вопроса Нагорного Карабах.
«Само по себе признание и закрытие этого вопроса не означает его однозначного решения, потому что сразу же встает вопрос — а каким образом будет происходить интеграция? Азербайджан с одной стороны говорит о том, что готов признавать все население Нагорного Карабаха азербайджанскими гражданами, тогда возникает вопрос, кого коснется люстрация, кого коснется фильтрация? С другой стороны Азербайджан говорит, что руководство нынешнего Нагорного Карабаха нелегитимное и участвовало в уничтожении гражданского населения Азербайджана, соответственно под азербайджанское правосудие подпадает заметная часть населения Нагорного Карабаха, и это вызывает вопросы в плане того, насколько они могут стать реальными гражданами Азербайджана и насколько они могут реально интегрироваться без каких-либо последствий для себя и своей свободы. Это большой вопрос», — сказал он.
По мнению эксперта, за рамками мирного договора остается также вопрос границы. Он отметил существующий «серый» статус границы, когда, по его словам, непонятно, где территория Армении, а где территория Азербайджана. 30 лет эта территория была под контролем Армении, и никто даже не задумывался с административной точки зрения, где там территория реально азербайджанских районов, а где Армении, сказал эксперт.
«Соответственно на сегодняшний день этот вопрос не решен и, насколько мы видим, делимитационная комиссия на уровне вице-премьеров встречается раз в несколько месяцев и фактически работа этой группы происходит без движения. Хотя с учетом протяженности этой границы, количества конфликтных вопросов она должна работать перманентно на уровне топографов, экспертов, пограничников. Поэтому здесь большой вопрос – насколько подписание мирного договора может в принципе решить вопрос нормализации отношений Армении с Азербайджаном», — подчеркнул он.
По словам Притчина, также остается открытым вопрос с транспортными коридорами, потому что для Азербайджана основная задача – получение сухопутной связи с Нахичеваном. Он напомнил, что в рамках заявления о перемирии, которое было подписано в ноябре 2020 года, предполагается, что безопасность дороги обеспечивают российские пограничники. Эксперт подчеркнул, что, соответственно — это вопрос номер один для Азербайджана.
Он напомнил, что в заявлении прописано открытие и других транспортных коридоров, которые важны для Армении и, по его словам, соответственно здесь возникают вопросы относительно готовности инфраструктуры, прорабатывания нормативных документов, которые будут решать вопрос пересечения границ, таможенного досмотра, страхования грузов. Эти аспекты необходимо решать за рамками мирного договора, который нужно подписать до конца нынешнего года, отметил Притчин.
«Поэтому здесь с одной стороны для России важна нормализация отношений, потому что и Армения, и Азербайджан являются важными партнерами, но при этом важно, чтобы это происходило в рамках ответственности российских миротворцев, которые там находятся, с учетом российских интересов, с учетом тех договоренностей, которые были достигнуты между сторонами в ноябре 2020 года и той дорожной карты, которая была предложена Россией изначально», — подчеркнул эксперт.