Омбудсмен Армении Кристине Григорян в интервью корреспонденту Armenia Today оценила ситуацию в сфере прав человека в Армении, рассказала о работе по возвращению армянских пленных, сотрудничестве с омбудсменом Арцаха по содействию жителям населенных пунктов Сус, Ахавно и Бердзор, мерах по защите прав граждан, пострадавших из-за взрыва в ТЦ «Сурмалу», а также о ситуации с правами человека в армии.
Ситуация в Армении с точки зрения прав человека и приоритетные направления работы омбудсмена
Григорян отметила, что, оценивая ситуацию с правами человека в какой-либо стране, нужно понять, в каком состоянии исторического развития находится это государство. «В случае с Арменией мы находимся в очень трудном, но, думаю, важном этапе исторического развития. Как и в каждой демократии, в Армении также нужно ежедневно заботиться, чтобы ситуация в сфере защиты прав человека находилась в хорошем или удовлетворительном состоянии», — сказала она.
По словам омбудсмена, есть конкретные сферы, в направлении которых необходимо работать активнее, естественно, в первую очередь нужно поощрять и способствовать скорейшему решению гуманитарных вопросов, возникших в результате войны, а также не противопоставлять сферы безопасности и прав человека.
«Для меня это последнее – очень важное направление, когда в эти дни есть очень опасные разговоры о том, что стандарты и усилия по защите прав человека можно подчинить проблемам безопасности, которые присущи стране. Думаю, что это разговоры, ведущие нас в обратную сторону. Наоборот, в этом плане в качестве гарантии безопасности мы должны усиливать системы по защите прав человек», — подчеркнула Григорян.
В числе других уязвимых сфер она отметила также проблемы с правом личности на справедливое судебное разбирательство, проблему чрезмерного применения предварительного ареста, о которой говорится в течение нескольких лет, а также ситуацию с гарантированием и обеспечением прав человека в уголовно-исполнительных учреждениях.
Работа по содействию возвращению армянских пленных, удерживаемых в Азербайджане
«Как в ходе войны, так и после нее институт Защитника прав человека последовательно, в качестве главного приоритета, работал именно над вопросами возвращения военнопленных, удерживаемых гражданских лиц, а также получением сведений о пропавших без вести гражданах и предоставлением этой информации их семьям. Говоря о первоочередных гуманитарных вопросах, я имела в виду именно эти две категории вопросов», — подчеркнула омбудсмен.
Она выделила работу в этом направлении офиса омбудсмена на внутригосударственном уровне и на международных площадках. По словам Григорян, статус института омбудсмена дает возможность беспрепятственного доступа к Комитету по правам человека ООН и его рабочим группам, в том числе экспертным группам, которые занимаются вопросами военнопленных, семей насильственно исчезнувших лиц, проблемами внесудебных смертных приговоров или наемников.
«Это все те рабочие группы и органы ООН, с которыми мы работаем по предоставлению наших контактов, анализов, обновлению информации, или передавая и запрашивая информацию», — отметила она. Также институт омбудсмена работает с Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Совета Европы и другими правомочными органами, мандат которых тем или иным образом касается военнопленных, или защиты прав членов их семей, а также с Красным крестом.
На внутригосударственном уровне деятельность Защитника прав человека в основном сконцентрирована на работе с родными, семьями пленных и пропавших без вести, содействии в решении их социально-экономических, психологических, медицинских проблем. «Я и наш аппарат периодически встречаемся с родителями, членами семей военнопленных и без вести пропавших. Эти встречи происходят также, когда я совершаю визиты в области. Для меня являются приоритетным проведение этих встреч в областях, пытаться решить каждодневные проблемы этих людей», — подчеркнула Григорян.
Она сообщила, что с ее стороны, в качестве системной задачи, было представлено в правительство предложение (особенно относительно без вести пропавших граждан) о создании в Армении институционального механизма для предоставления родным граждан подобных категорий первоочередной поддержки, консультации и информации. По ее словам, проведенные офисом омбудсмена после войны исследования показывают, что люди, обращаясь в поисках информации в различные инстанции, находясь и без того в сложном положении, оказывались в более тяжелой ситуации в условиях отсутствия единого компетентного органа или комиссии, к которому можно обратиться.
«Мы изучили международную практику и представили комплексное предложение правительству, изъявив готовность принять участие в работе по подготовке этого законодательства. Зачастую в нашей стране правительство принимало реактивные решения, выделяя суммы на программы поддержки, или принимая решения относительно гражданских прав. Но все это не осуществляется системным образом, поскольку в нашей стране не признан статус без вести пропавших или их родных. Мы должны упорядочить этот вопрос законодательно, чтобы государственная политика в медицинской, экономической, социальной, психологической и других сферах была последовательной», — подчеркнула Григорян.
О защите прав жителей населенных пунктов Ахавно, Сус и Бердзор
Омбудсмен подчеркнула, что в этом направлении, пожалуй, единственным путем является работа посредством омбудсмена Арцаха. Она отметила, что находится в постоянном контакте со своим коллегой из Арцаха Гегамом Степаняном. Также эти вопросы обсуждались в ходе визита омбудсмен Армении в Арцах в апреле нынешнего года.
Работа по защите прав граждан, пострадавших от взрыва в ТЦ «Сурмалу»
Омбудсмен сообщила, что в первую очередь по ее поручению группа быстрого реагирования офиса Защитника прав человека посетила лиц, доставленных в больницу после взрыва, на месте ознакомилась с тем, какая работа ведется по защите их прав и удовлетворению потребностей.
«Мы потребовали разъяснений почти у всех правомочных структур – инспекционного органа, МЧС, мэрии Еревана и др., а также следим за ходом предварительного следствия. Мы сами проводим проверку, чтобы понять, в том числе и на основе предоставленной информации, где были допущены недочеты. Понятно и очевидно, что мы имеем дело с большим упущением. Это может быть и законодательное упущение, но в основном следствие бездействия или отсутствия противопожарных стандартов, стандартов в сфере безопасности», — сказала Григорян.
По ее словам, после получения запрошенной информации и завершения анализа офис омбудсмена представит свои предложения НС и правительству, отметив, какие конкретные решения и шаги необходимо предпринять. Отметив, что в СМИ была распространена информация о том, что в Ереване есть сотни таких объектов, содержащих потенциальные риски, Григорян подчеркнула, что нельзя допустить повторения такого несчастного случая.
Ситуация с правами человека в армии и меры по ее улучшению
Отметив, что это один из самых болезненных вопросов, омбудсмен сообщила, что в аппарате Защитника прав человека есть специализированное подразделение, его представители и в эти дни совершают мониторинговые посещения различных подразделений Вооруженных сил.
«Я также регулярно посещаю различные подразделения. Проверки по каждому инциденту, которые мы осуществляем, а мы получаем разъяснения, анализируем каждый инцидент, показывают, что мы имеем дело, в первую очередь, с вопросами укрепления дисциплины в армии и последовательности в этом вопросе», — сказала Григорян.
По ее словам, изучение фактов относительно каждого инцидента в армии показывает, что к подобным ситуациям приводит отсутствие последовательности в вопросе осуществления офицерским составом среднего звена правильного, здорового руководства, воспитательной работы, реализации дисциплинарных правил, предусмотренных уставом, а также в вопросе «искоренения плохих нравов, схожих с субкультурой».
Как отдельную проблему омбудсмен отметила вопросы психологической поддержки, выявленные в результате исследований офиса Защитника прав человека. Она отметила, что армия не имеет соответствующих развитых механизмов, поскольку является закрытой системой, в которой граждане в определенной степени лишены свободы.
«В первую очередь, необходимо оценивать психологическое состояние вступающих в эту систему военнослужащих и осуществлять поддержку с точки зрения необходимости, уровня риска, и здесь значение имеет последовательность и служебная забота высшего и среднего офицерского состава. Эти вопросы, к сожалению, в наших Вооруженных силах носят системный характер, и они не возникли ни вчера, ни до или после войны, они носят более глубокий характер», — сказала Григорян.
В тоже время омбудсмен выразила мнение, что нынешняя волна реформ в армии должна быть использована в этом плане наилучшим образом. По словам Григорян, многие проблемы нельзя обнародовать, но в ходе искренних обсуждений нужно признавать их существование и искать решения.
Григорян сообщила, что при омбудсмене действует совет, занимающийся вопросами защиты прав человека в Вооруженных силах, который периодически проводит заседания. В работе совета участвуют правозащитники, общественные организации, омбудсмен приглашает также депутатов, представителей Минобороны, матерей погибших военнослужащих. «Думаю, в ходе этих встреч мы проводили очень открытые и полезные обсуждения. Но мы должны быть последовательны, чтобы эти решения действительно были приняты и распространены. Это непросто», — подчеркнула омбудсмен Армении.