Конституционный суд Армении признал Римский статут соответствующим Конституции республики. Решение было опубликовано сегодня и вступило в силу.
Ратификация Статута тем или иным государством означает признание последним юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в отношении всех упомянутых в Статуте преступлений.
Вопрос суд рассмотрел в письменной форме.
Правительство Армении обратилось в суд в конце декабря 2022 года. Это решение глава Минюста Григор Минасян объяснил тем, что Ереван получит возможность предъявлять иски против военных преступлений в Международный уголовный суд ООН. Необходимость ратификации статута, по словам Минасяна, возникла в связи с агрессией Азербайджана против Армении, начавшейся в мае 2021 года и продолжившейся 13 сентября 2022 года, в результате которой были оккупированы суверенные территории Армении. Он напомнил, что Армения подписала Римский статут 1 октября 1999 года, однако документ не был ратифицирован, поскольку Конституционный суд Армении 13 августа 2004 года признал его противоречащим Конституции. Глава Минюста напомнил, что Римский статут является учредительным документом Международного уголовного суда ООН, где рассматриваются тяжкие преступления. Статья 5 Римского статута определяет круг этих преступлений – геноцид, преступления против человечества, военные преступления, агрессия и другие.
Представитель Армении в Европейском суде по правам человека Егише Киракосян сообщил, что, ратифицировав Римский статут, Армения получит возможность в Международном уголовном суде ООН уже в новом статусе поднять вопрос военных преступлений азербайджанских ВС и агрессии Азербайджана против Армении и ее населения, а также сможет привлечь агрессора к уголовной ответственности – независимо от того, присоединился ли он к этому международному документу или нет.
Ранее Международный уголовный суд в Гааге (не связан с МУС ООН), также учрежденный на основе Римского статута, выдал ордер на арест российского президента Владимира Путина. Суд принял это решение в рамках рассмотрения дела о «незаконной депортации людей из занимаемых Россией частей Украины», что, по мнению суда, нанесло ущерб украинским детям.