Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в беседе с Armenia Today прокомментировал заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в частности, о риске новой эскалации в Карабахе и предстоящем визите главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Москву.
О заявлениях Пашиняна на пресс-конференции для СМИ
Пресс-конференция Пашиняна дала очень много информации, было сделано много заявлений, считает эксперт. Заявление армянского премьера относительно переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным, на взгляд Притчина, «здесь представленная армянской стороной ситуация выглядит несколько несвоевременно».
«На протяжении всего периода времени после второй карабахской войны Россия выступала в качестве основного модератора и посредника в переговорах, к сожалению, несколько раз Армения не совсем последовательно использовала эту площадку и старалась за счет вовлечения новых игроков — Франции, ЕС, американцев — изменить площадку, чтобы изменить ход переговоров и в новых условиях снять с себя ответственность за имплементацию положений заявления о перемирии, которое было подписано армянским премьером», — пояснил он.
Слова Пашиняна о риске новой эскалации в Карабахе
По словам эксперта, сейчас, когда ситуация зашла в тупик и нет никаких оснований предполагать, что какая-либо из площадок переговорного процесса работает, и все идет к тому, что реально нет других инструментов, кроме как наращивание напряженности после последних инцидентов, возникает ощущение, что фактически «эскалация сейчас безальтернативна». Если только, по его мнению, не будут предприняты какие-то переговорные шаги и стороны не вернутся за стол переговоров.
«В таких условиях это месседж со стороны Пашиняна о том, что он готов к переговорам, но нынешняя диспозиция и все заявления армянской стороны вокруг этих переговоров и действия – приглашение европейских наблюдателей, отказ от декабрьской поездки в Москву на трехстороннюю встречу глав МИД показывает, что Армения только в сложных ситуациях готова садится за стол переговоров и о чем-то договариваться», — отметил Притчин.
Однако, по словам эксперта, наблюдаются проблемы с имплементацией заявлений и в этом, как он отметил, и заключается основная сложность. «Россия не заинтересована в эскалации, она сделала все, чтобы стороны через работу правительственной комиссии на уровне вице-премьеров, через работу экспертных групп по транспорту, по границе решали вопросы, которые заложены в дорожную карту в рамках трехстороннего заявления по итогам второй карабахской войны», — подчеркнул Притчин, добавив, что, к сожалению, результатов незаметно. Он заявил об отсутствии других условий и возможностей, кроме соблюдения своих обязательств в рамках переговоров.
О предстоящем визите главы МИД Армении в Москву
Говоря о готовности Еревана участвовать во встрече глав МИД лидеров Армении, Азербайджана и России в Москве, эксперт усомнился в том, насколько Армения готова помимо участия в переговорных процессах брать на себя обязательство по выполнению достигнутых соглашений.
«Армения предпринимает достаточно жесткие шаги и заявления в отношении ОДКБ и Пашинян говорит, что, мол, «это не мы уходим из Организации, это Организация из нас». Не назначает замгенсека с армянской стороны. Мы видим, что на армяно–российском треке не все так гладко и Армения во многом идет в пику России по тем же европейским наблюдателям – и это опять же не вписывается в двухсторонние контакты и уровень отношений», — пояснил он. Следовательно, по мнению эксперта, здесь сложно ожидать, что эта встреча, если она состоится будет результативной.
«Без готовности идти на какие-то компромиссы и выполнения своих обязательств не удастся разрешить ту напряженность, которая есть, а предотвратить ее по-другому никак не удается, так как не наблюдается готовность Армении выполнять свои обязательства», — заключил Притчин.