Секретарь оппозиционной парламентской фракции «Честь имею», лидер молодежного крыла Республиканской партии Армении Айк Мамиджанян в интервью Armenia Today затронул актуальные вопросы внутри- и внешнеполитической повестки Армении.
Почему парламентская оппозиция отказалась участвовать в выборах президента
Решение власти выдвинуть кандидатуру министра высокотехнологической промышленности на пост президента, по словам Мамиджаняна, противоречит Конституции.
«Как было отмечено в нашем совместном с фракцией «Армения» заявлении, оппозиционные фракции не будут участвовать в выборах президента. Причина очевидна – как и в случае с омбудсменом, это кандидат для Пашиняна», — сказал Мамиджанян.
Депутат выразил серьезные сомнения в беспристрастности Ваагна Хачатуряна. Процесс выборов президента изначально является нелегитимным, и в этом фарсе фракция участвовать не будет, подчеркнул он.
«Ваагн Хачатурян на посту президента не может быть беспартийным арбитром, как это написано в Конституции. Он не может не быть инструментом в руках Никола Пашиняна. Хачатурян – член их политической команды. Сам Пашинян на своей последней пресс-конференции сказал об этом, что само по себе противоречит Конституции. Это фарс, а не реальный политический процесс, участвовать в нем мы не будем», — сказал Мамиджанян.
Он добавил, что у фракции «Честь имею» нет достаточного количества голосов, чтобы выдвинуть своего кандидата, а две оппозиционные фракции, исходя из вышеотмеченных аргументов, приняли решение не выдвигать кандидата.
Почему Мамиджанян проголосовал против доклада ПАСЕ по Армении
По словам Мамиджаняна, к докладу было множество вопросов – начиная с того, что в Армении нет проблем с функционированием демократических институтов, что, по его словам, не соответствует действительности.
«Доклад озаглавлен так: «Функционирование демократических институтов в Армении». Я считаю, что любой житель Армении видит, в каком состоянии пребывают наши демократические институты. В докладе говорилось, что в Армении нет политзаключенных, что у нас полная идиллия между институтами власти, все эти институты функционируют нормально. И ни слова о том, что Пашинян приказал блокировать суды, есть сильное влияние на суды, о том, что полиция часто разгоняет митинги, не имея на это права, о том, что избранные мэры городов находятся под стражей и т.д. Проголосовать за такой доклад я не мог», — сказал Мамиджанян.
Депутат также указал на то обстоятельство, что азербайджанская сторона предложила множество правок к докладу. По его словам, до голосования на пленарной сессии ПАСЕ этот доклад обсуждался в мониторинговом комитете, где азербайджанская делегация предложила 13-14 поправок. Оппозиционный депутат добавил, что принимал участие в отклонении этих предложений.
«После чего на пленарном заседании я проголосовал против этих предложений азербайджанской стороны и против самого доклада, потому что любое другое решение было бы неприемлемым для меня. Если я что-то говорю в своей стране, считаю, что я должен оперировать теми же фактами и на международной арене», — сказал депутат.
Мамиджанян также сообщил, что он выступил в ПАСЕ с докладом о слепоте европейских организаций по отношению к армяно-азербайджанским отношениям, ситуации вокруг Нагорного Карабаха и демократизации в Армении. Что касается реакции армянского сегмента социальных сетей на его голосование в ПАСЕ, то, по словам депутата, это была всего лишь «заказная травля оппозиционных деятелей, которая давно уже никого не пугает».
Почему граждане не доверяют парламенту
Комментируя результаты опроса, проведенного Международным республиканским институтом (IRI), согласно которым удовлетворение работой Национального собрания выразили всего лишь 7% респондентов, Мамиджанян указал на навязываемый правящей фракцией крайне низкий уровень дискуссий, касающихся в том числе безопасности страны, урегулирования армяно-турецких, армяно-азербайджанских отношений. Отсюда и такой низкий уровень доверия к парламенту, отметил он.
По его словам, большинство граждан желает, чтобы их насущные проблемы решала парламентская оппозиция, но проблема здесь в том, что у нее нет для этого соответствующего инструментария.
К миру принуждают, а не выпрашивают его – о перспективах мирной эпохи в регионе
Комментируя озвучиваемую властями приверженность тезису об установлении эпохи мира в Армении и регионе на фоне перманентных угроз со стороны Баку и развития турецко-азербайджанского военного сотрудничества, Мамиджанян отметил, что мира невозможно добиться, выпрашивая его.
«Только безумец может желать войны. Иногда нас и наших соратников называют реваншистами. Но возникает вопрос: кто лучше знает цену войны — человек, который прошел всю войну как один из ее лидеров или журналист, откосивший от армии? Лидеры наших партий, нашего политического движения прошли через все это, и никто лучше них не знает всей трагедии, всех ужасов войны. Но мира невозможно добиться, выпрашивая его – к миру принуждают, а не просят о нем. Армения идет под руководством этих капитулянтов по пути вымаливания мира. Но такой мир не может быть долговечным», — заявил депутат.
Он акцентировал внимание на том обстоятельстве, что на агрессивную и оскорбительную риторику Азербайджана и Турции власти Армении не отвечают. «Ни одна из ветвей власти, ни один представитель их фракции никогда не отвечал на оскорбительные выпады турецкого или азербайджанского лидера. Кому нужен такой мир?» — задался риторическим вопросом Мамиджанян.
Перспективы армяно-турецкого примирения
У Айка Мамиджаняна «нулевые ожидания» от второго раунда переговоров между спецпредставителями Армении и Турции, которые состоятся 24 февраля в Вене.
«Нулевые ожидания. И проблема не во втором раунде или самом переговорщике с армянской стороны, у которого возраст меньше, чем дипломатический опыт у турецкого спецпредставителя. Проблема в Пашиняне. Если Пашиняна будет вести переговоры с Гондурасом, у Армении будут территориальные потери, потому что это Пашинян», — сказал Мамиджанян.
Он отметил, что власти пытаются преподнести нормализацию отношений между Ереваном и Анкарой как процесс без предусловий. Депутат подчеркнул, что турецкая сторона давно и много раз озвучивала свои условия устами своего президента и министра иностранных дел, на что официальный Ереван никак не отреагировал. Более того, армянские власти сами озвучивают тезисы азербайджанского агитпропа, резюмировал Айк Мамиджанян.