Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в беседе с Armenia Today прокомментировал последний визит главы МИД России Сергея Лаврова в Баку, различия между РФ и Азербайджаном в подходах к мирному урегулированию, а также отставку Рубена Варданяна с поста госминистра Арцаха.
Визит Лаврова в Баку и различия в подходах к урегулированию
В ходе бакинского визита главы российской дипломатии обсуждались текущая повестка переговорного процесса, вопрос разблокирования Лачинского коридора и перспективы имплементации заявления о перемирии на фоне ситуации, когда в Армению отправлена европейская миссия, сказал Притчин.
Эксперт отметил различия в подходах Москвы и Баку к мирному урегулированию. По его словам, Азербайджан исходит из позиции, что сначала надо подписать мирный договор с принципиальным решением вопроса территориальной целостности, затем постепенно решать конкретно каждое направление. В то же время, по оценке Притчина, Россия более комплексно подходит к вопросу заключения мирного договора. По его словам, подход Москвы предполагает, что мирный договор является финальной точкой переговоров и подразумевает окончательное решение всех вопросов, включая демаркацию и вопросы юридического взаимодействия, дипломатического представительства.
Отставка Рубена Варданяна в Арцахе
По словам эксперта, не совсем правильно связывать отставку Рубена Варданяна с поста госминистра Арцаха и последний визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Азербайджан. Притчин назвал совершенно бездоказательным мнение СМИ и экспертов в Азербайджане о том, что Варданян был «проектом Москвы».
«У Варданяна в России фактически не осталось крупных объектов, он международный бизнесмен с офисами в Лондоне, Нью-Йорке, с активами там, поэтому и позиционирует он себя в первую очередь как армянский бизнесмен. Он очень много инвестировал в Нагорный Карабах и Армению, поэтому здесь все-таки большой вопрос, является ли он проектом Москвы», — отметил Притчин.
По словам эксперта, отставка Варданяна в интересах не только Азербайджана, но и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который рассматривал Варданяна в качестве возможного конкурента.
Проблема разблокирования коммуникаций в регионе
Комментируя заявление Лаврова в Баку о перспективах сторон «договориться о налаживании транспортных связей между западной частью Азербайджана и Нахичеванью», Притчин отметил, что конфигурация урегулирования, которую продвигает Москва, заложена в «дорожной карте» заявления от 9 ноября 2020 года и последующих трехсторонних встреч, которая подразумевает в том числе и разблокирование транспортных коридоров.
«Азербайджан увязывает открытие транспортной связи через Лачинский коридор с Зангезурским коридором. Москва в свою очередь также настаивает на том, что здесь должна быть симметричность. Сухопутная связь с Нахичеванью, это важный для Азербайджана коридор, который также прописан в трехстороннем заявлении, и ее безопасность, как подтверждает армянская сторона, должны обеспечивать пограничные силы ФСБ России, которые расположены на южной границе Армении», — подчеркнул эксперт.
О значении российского формата урегулирования
По словам эксперта, Армения и Азербайджан в разные периоды урегулирования предпочитали немосковские форматы урегулирования, но в конечном итоге это ни к чему не привело. «Россия предлагает площадку, привычный для всех формат и максимальную объективность без какого-либо подтекста. Поэтому этот формат открыт для сотрудничества», — считает Притчин.
При этом эксперт добавил, что в рамках урегулирования есть очень сложные для Армении вопросы, которые, однако присутствуют в любых форматах урегулирования. «Статус Нагорного Карабаха, который Азербайджан считает своим и считает вопросом времени интеграцию населения — это очень трудный вопрос для армянской стороны, понятно, что согласится с ним не просто. Но при этом мы видим, что примерно тот же самый вопрос возникает в любых форматах: в российском, европейском, американском. То есть, здесь в любом случае каким-то образом нужно искать точки соприкосновения с Азербайджаном, иначе конфронтация будет продолжаться», — сказал Притчин.
По его словам, наблюдаемое сейчас сближение позиций Москвы и Баку «во многом вынужденное». «Ереван сделал ставку на поддержку западных стран и таким образом минимизировал свое участие в переговорном процессе, что по сути остановило его. Это было сделано, несмотря на то, что в Ереване понимают, что любое размещение западных наблюдателей без согласования не только с Азербайджаном, но и с Россией, это, конечно же, деструктивный шаг, который не приводит к окончательному решению карабахского конфликта», — подчеркнул эксперт.