Политолог Аргишти Кивирян в интервью Armenia Today оценил причины последней эскалации в Арцахе, шаги армянской стороны в разблокировании Лачинского коридора, заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна и канцлера ФРГ Олафа Шольца в Германии, отставку арцахского госминистра Рубена Варданяна.
-С чем связана последняя эскалация напряженности в Арцахе, какие цели преследует Баку?
-Азербайджан преследует свои постоянные цели – это политика кнута, выдавливания Арцаха. Та эта цель, которой десятилетиями, с самого начала карабахского движения, руководствовался Азербайджан – силовыми методами решить этот вопрос. Он от нее никогда не отказывался — ни в первой войне, ни во второй войне, так как для Баку карабахский вопрос окончательно не решен. Окончательное решение карабахского вопроса для Азербайджана, когда будет поднят над Степанакертом азербайджанский флаг. Пока Баку не решил этот вопрос, он всеми средствами, время от времени политикой кнута, а иногда и пряника постарается его решить. В последнее время Азербайджан показывал и пряник в виде того, что будет вести переговоры с Карабахом, делались заявления, что карабахцы «наши граждане» и с ними будут говорить и т.д. Но в основном Баку использует политику кнута, чтобы любой ценой выдавить и сломать население Арцаха. То есть, удушить Арцах. Вот с этим и связаны последние события в Арцахе, когда в ходе теракта были убиты три армянских полицейских. Правда, по моей информации, с азербайджанской стороны тоже были жертвы – при отходе они подорвались на минах.
Это террористический акт. Он был осуществлен на дороге, которая соединяет посты, и преследовал цель, чтобы эти посты не работали, чтобы на этих постах люди не осуществляли свои функции по безопасности, чтобы в народе был постоянный страх, тревога и чтобы это вызвало отток населения из Арцаха. Или даже, если и кто и останется, то согласился бы на условия Баку. Азербайджан и не скрывает свои цели — с первых же дней, с конца 80-х годов, начала карабахского движения говорит об этом. Знаете я всегда говорил о том, что нам повезло, что наш противник открыто говорит об этом, не скрывая своих целей.
Другой вопрос, что армянская сторона упорно не хочет слушать то, что ей прямым текстом и прямыми действиями говорят. Фактически, несколько дней назад во время переговоров между представителями Баку и Арцаха обе стороны сделали заявление, что эти переговоры будут продолжены. Проходит всего два дня и Баку осуществляет крупный теракт. То есть, Азербайджан, одной рукой ведя переговоры, другой – не отказывается от своей политики. Армянская сторона должна все это понять. Не говорю, что она должна отказываться от переговоров. Наоборот, я неоднократно заявлял и считаю, что карабахская сторона должна вести переговоры со всеми – и с Баку, и с Москвой, и с Тегераном, и с другими субъектами. Чтобы постараться вернуть свою субъектность, она должна вести переговоры со всеми, но должна четко себе представить, что если она не будет восстанавливать свои ресурсы, силы, армию, то постоянно будет сталкиваться с такими явлениями.
-На ваш взгляд, какие шаги армянская сторона должна предпринять для разблокирования Лачинского коридора? Достаточны ли те шаги, которые она делает?
-Будем откровенны, от армянской стороны многое на сегодняшней день не зависит – и от Еревана, и тем более от Степанакерта. Другой вопрос, что Ереван должен осуществлять глобальные шаги. Они заключаются в восстановлении государственности, армии, вооруженных сил, экономики. Если страна поднимется с колен, она может и другими шагами добиться, чтобы противник не шел на такие шаги.
Со второй карабахской войны прошло уже два года. И что делает Армения в направлении восстановления армии, вооруженных сил? Ничего.
Лачинский коридор в 1992 году был открыт не переговорами, а силой. И на сегодняшний день наш противник в глобальном плане может только понимать такую позицию. То есть, если ты сильный, то противник даже не закроет коридор, чтобы не доводить ситуацию до новой войны. А когда ты слабый и ничего из себя не представляешь, даже твои слова не имеют значения, можешь даже в день 10 заявлений делать. От этого Баку не будет же открывать коридор?
Конечно, Ереван обязан предпринимать глобальные дипломатические шаги в этом направлении. Степанакерт тоже должен подключиться к этому процессу. Но в любом случае понятно, что просто словами Баку не пойдет на эти шаги. Смотрите, как в политике? Или ты из себя что-то представляешь, и твой противник не хочет доводить дело до эскалации, или ты что-то должен ему дать. У армянской стороны то, что она дала и сдала, почти ничего не осталось. Осталось только своими руками над Степанакертом поднять азербайджанский флаг. Это только осталось. Что армянская сторона должна пойти на это? Конечно же, нет. И в этом плане, повторяю, армянская сторона должна осуществлять глобальные шаги, но два года ничего не делается в этом направлении, ничего не делается для укрепления обороноспособности страны. Армянская власть, делает наоборот.
Смотрите, часть армии пострадала во время карабахской войны, сейчас фактически уничтожается ее вторая часть. Мы каждый день сталкиваемся с тем, что обороноспособность Армении тает на глазах. Вместо того, чтобы было наоборот – каждый день чтобы был потрачен на повышение обороноспособности страны, то есть на создание совершенно новых вооруженных сил с новым вооружением, мы слышим лишь, что власть заявляет, что деньги есть. А почему это не делается? Не делается, потому что этой власти армия как таковая не нужна, нет поставленной цели. У этой власти совершенно другая политика.
В этом плане мы видим, что Азербайджан каждый день становится наглее. Он себя так не вел даже во время второй карабахской войны. Баку понял, что армянская сторона согласна уступать все, нужно лишь надавить. И он осуществляет лишь эту политику. Всего лишь нужно усилить давление и они получат все, что захотят.
Не секрет, что Лачинским коридором сегодня занимается Россия вот этими закулисными переговорными процессами. Вот, неделю назад с двухдневным визитом посетил Баку Лавров. Скорее всего, одним из основных пунктов переговоров была Лачинская тема. Нужно также отметить, что в Баку Лавров поехал, чтобы спасать себя. Почему? Потому что долгие годы все знают, что Лавров, и не только он, в российской политике был той фигурой, который лоббировал азербайджано-турецкие интересы. В этом плане эти люди лоббировали также интересы Пашиняна. Не секрет, что все эти годы МИД России, посол РФ в Армении лоббировали эту власть, постоянно заявляя, что это пророссийская власть, которая находится под их контролем и т.д.
Когда армянская власть начала брать курс на Запад, и не только отдаляться от России, но и обвинять Россию во всех смертных грехах, вплоть до того, что Пашинян заявил, что присутствие России в Армении – это угроза для национальной безопасности, в Кремле поняли, что в Армении что-то не так. И провели разбор, чтобы понять, кто провалил это закавказское направление. Насколько мне известно, силовики указали на МИД. И Лавров своим визитом в Баку спасал себя, в том плане, что он, скорее всего, пытается уговорить азербайджанцев, чтобы они открыли эту дорогу, чтобы у армянской стороны выпал тот аргумент в плане антироссийской политики — что Россия не может выполнять взятые на себя обязательства.
Но азербайджанская политика очень коварна – сразу после этого (скорее всего, что-то и было обещано Лаврову) они пошли на теракт. Вчера было и заявление властей Азербайджана, что армянские вооруженные силы должны покинуть Карабах, тогда как известно, что вооруженные силы Армении как таковые там не присутствуют. То есть фактически Баку накаляет ситуацию, чтобы попытаться или не открыть дорогу, или открыть на своих условиях, или поставить такие условия, что даже открытая дорога станет для армянской стороны проблемной.
-На днях на встрече с армянской общиной Германии Пашинян заявил, что карабахский вопрос являлся рычагом для удержания Армении под контролем. Кого из международных игроков имел в виду Пашинян и какие риски для Армении содержат подобные заявления?
-Для всех понятно, кого он имел ввиду. Он имел ввиду Россию. Почему? Это то обвинение, которое более 30 лет, с начала карабахского движения висит на России. Это обвинение постоянно повторяет Запад. Это обвинение повторяют постоянно в Баку, в Армении тоже были политики, которые это обвинение время от времени повторяли. Это то обвинение, которое западные политики постоянно бросают в информационное поле. Я уверен, что если кто-то напрямую задаст этот вопрос Пашиняну, кого он имел ввиду, он опять будет вилять и говорить, что имел ввиду Гондурас или Никарагуа.
Вы наверное помните, несколько месяцев назад такая же ситуация приблизительно была, когда он заявил, что «мы перечислили деньги своему стратегическому партнеру, а он оружие не дал». Он не назвал страну. Через месяц, когда журналистка спросила, а он какую страну имел ввиду, Пашинян, полушутя, сказал, что Иорданию. То есть, чтобы потом попытаться юлить и так, и сяк. Это его политическая характеристика и поведение. Нужно учесть, что этот человек долгие годы, всю свою сознательную жизнь был редактором «желтой» газеты. Вот в таких «желтых» газетах принято делать такие сенсационные заявления, но напрямую не указывать, чтобы избежать суда. Сперва он указывал, когда был редактором. Дело доходило до судов. После этого он научился, что надо писать так, чтобы в суде мог заявить, что «я не это имел ввиду, а то имел ввиду» и уйти от ответственности. И вот эту свою редакционную политику он сейчас осуществляет на посту премьер-министра Армении. Я уверен, что если завтра или послезавтра какой-нибудь журналист его спросит, кого он имел ввиду, он назовет какую-то третью или четвертую страну. Когда он говорил, что стратегический союзник получил деньги и не дал оружия, то надо отметить, что Иордания никогда не была стратегическим союзником Армении, и это даже ежу понятно.
А то, что он заявил – это всем известно, что это обвинение в адрес России. Тем более, что это укладывается в ту политику, которую он ведет в последние месяцы. То есть антироссийская политика, направленная на то, чтобы с помощью Запада повсюду выдавить Россию. Это, на самом деле, не проармянская политика. Когда ты обвиняешь стратегического союзника, который является одним из гарантов безопасности страны, у которой проблем по горло, то наживаешь фактически нового врага в лице России, не заменяя старую систему безопасности новой системой, и фактически ты бьешь по интересам России. И это может аукнуться стране.
Та политика, которую он (премьер Армении) ведет в последние месяцы, скорее всего, связана с тем, что Россия по горло застряла в проблемах на Украине, и Запад внушил Армении, и скорее всего, Азербайджану, потому что и он ведет такую же политику. Просто Азербайджан ведет эту политику довольно грамотно в отличие от властей Армении. И не исключено, что в результате всего этого Азербайджан может выиграть, притом с помощью России. Смотрите, Баку осуществляет множество антироссийских шагов, начиная с поставок вооружения Украине, но он ведет эту политику настолько грамотно, что в конце в капкане может оказаться Армения. У Армении нет всех этих ресурсов, чтобы кроме всех тех врагов, которые у нее есть, еще и Россию сделать врагом.
Не имеет значения, это обвинение правильное или неправильное – ты своими ресурсами можешь себе позволить такие заявления? И к чему это приведет? Вопрос в этом. Вот с этого контекста, политик, тем более руководитель страны, должен смотреть на вещи. То есть, к чему приведут твои заявления в вопросе безопасности страны? Не разрушат ли они систему безопасности? Не сделают ли они Армению мишенью уже не только для вчерашних врагов, но и для нового противника, коим ты делаешь Россию? Но для Пашиняна это не имеет никакого значения. Ему интересна всего лишь власть, интересы страны, как таковые, ему неинтересны. Вся его политика за четыре года вот это показала. Для него интересы страны, жизнь солдат ничего не значат. Для него есть лишь власть и любой ценой сохранение власти, и даже в случае потери власти, найти скромный уютный уголок на Западе – где-нибудь в Лондоне или в Канаде.
-Канцлер Германии Олаф Шольц заявил о необходимости урегулирования с учетом территориальной целостности и права на самоопределение граждан Нагорного Карабаха, позднее этот последний фрагмент заявления был удален с его сайта. С чем могут быть связаны подобные заявления Берлина?
-Он процитировал мадридские принципы. Давайте на это посмотрим глобально, потом я объясню, в чем дело. У Германии как в Армении, так и Карабахе и глобально в этом регионе интересов нет. Германия занята своими европейскими проблемами, в чем-то украинским направлением. Она за последние 30 лет не осуществляла никаких глобальных шагов в этом регионе, тем более сейчас. Этот регион ей неинтересен. В Европе вообще этот регион интересен лишь тем, чтобы она могла получить из Азербайджана альтернативно России энергоресурсы. То, что было 10-15 лет назад – демократизация в регионе и т.д. даже это им неинтересно. Они по горло заняты своими проблемами.
Это дипломатическое заявление было сделано по принципу «и вашим, и нашим», чтобы и овцы были целы, и волки сыты. То есть, чтобы и армянская сторона была довольна, и азербайджанская, так как там речь шла о незыблемости границ. Потом видимо ему даже объяснили, что эта пластинка давно устарела и даже официальный Ереван сегодня об этом не говорит – о самоопределении народов. То есть, германская сторона отстала от процесса, потом видимо ему сказали, что это было несколько лет тому назад, когда были актуальны Мадридские принципы, а на сегодняшний день даже официальный Ереван об этом громогласно не заявляет. Даже во время этого визита Пашинян словом не обмолвился о самоопределении народов. Это было с этим связано. А потом, чтобы не злить Баку, тихо убрали из официального текста. Видимо, советники подсказали, зачем нам злить Баку.
-В феврале Рубен Варданян был отправлен в отставку с поста госминистра Арцаха. Как вы оцениваете его политические перспективы в Армении и Арцахе?
-Я не могу оценить, потому что это зависит от него, от его шагов. Я могу ответить на вопрос – есть ли у него шанс проявить себя в Арцахе и в Армении? Да, шанс у него есть. Есть ли у него политические желания? Скорее всего, у него есть и политические желания, так как он здесь создал партию, участвует в местных выборах, правда в республиканских выборах еще не участвовал. То есть в этом плане, скорее всего, у него есть желание. У него есть возможности, финансы, международные связи. Сможет ли он проявить себя – это зависит только от него. В глобальном плане он может повторить путь Бидзины Иванишвили. Тем более, что оба сделали свои капиталы в 90-х годах, правда у Бидзины в несколько раз было больше финансов, но даже то, что есть у Варданяна, вполне хватит, чтобы, грамотно тратя эти деньги, создать новую политическую реальность.
Тем более, что власть, фактически, валяется на улице и в Ереване, и в Степанакерте. Почему, когда он пришел в Карабах, ему фактически дали должность премьер-министра? Потому что власть валяется на улице. Вы посмотрите в том же Карабахе, до него и после него кого назначают? Людей, которых в любой стране, тем более в воюющей стране, близко бы не подпустили к власти. Потому что эти должности в воюющей стране требуют совершенно других навыков, сноровок. Но так как власть валяется на улице и в Карабахе, и в Армении, то это стало возможным. У него есть реальные шансы. Другой вопрос, что многое зависит от его политических умений. Вот в Карабахе он уже одну ошибку допустил. До его назначения, я говорил уже об этом, он не должен был соглашаться, пока конституционные реформы не были осуществлены. То есть, ты идешь и назначаешься на должность указом Араика Арутюняна, который может в один день тебя просто снять. Ты становишься, так сказать, фигурой в руках Арутюняна. Я писал об этом в социальных сетях, в Фейсбуке. Я предупреждал, что вот это так и закончится. То есть, ты должен стараться взять власть после конституционных реформ, довести ситуацию, чтобы они пошли на эти реформы. Взять власть этим путем, чтобы никто не мог тебя снять. Только ты бы мог себя снять. Но он поторопился и, как и я предполагал во время его назначения, через несколько месяцев Аруюнян попытался сбросить его.
Сейчас он остался в Карабахе, старается жестко не выступать, то есть занял более конформистскую позицию. Я считаю, что если он хочет продолжить восхождение на армянский политический олимп, то в какой-то самый подходящий момент он должен занять жесткую оппозиционную позицию и там, и здесь. Шансы у него есть, деньги есть, международные связи есть. Все зависит от его воли и политических умений.