Экс-глава Генштаба ВС Армении Оник Гаспарян отреагировал на заявления премьер-министра Никола Пашиняна, озвученные им в ходе заседания комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны.
В заявлении, распространенном армянскими СМИ, Гаспарян подчеркнул, что премьер должен оценивать не только действия ВС в ходе войны, но работу всей системы государственного управления. Гаспарян прокомментировал заявления Пашиняна о том, что армянские военные представляли ему до войны нереалистичные оценки относительно возможностей противника и хода военных действий.
По словам экс-главы Генштаба, на совещании 4 июля 2020 года в Генштабе он предложил премьеру политические и дипломатические меры по предотвращению войны или созданию благоприятных условий для ВС Армении. В частности, Гаспарян предложил поручить МИД подготовить меры по резкому улучшению отношений со странами-членами ОДКБ, прежде всего с РФ, а также по обеспечению дружественного отношения со стороны Грузии и Ирана. На заседании Совбеза 10 июля 2020 года Гаспарян доложил проект госпрограммы развития вооружений и военной техники на 2020-24 годы, согласно которому для решения задач, стоящих перед ВС, были необходимы $8 млрд.
По словам экс-главы ГШ, на заседании СБ в августе 2020 года он доложил, что эффективность общей группировки ПВО оценивается как «слабая», имеющиеся средства РЭБ не могут эффективно подавить систему управления противника, слабы возможности органов разведки. Также имеющееся количество БПЛА не обеспечивает выполнение боевых задач ВС.
Гаспарян сообщил, что для борьбы с беспилотниками противника нужны средства ПВО, радиоэлектронной борьбы, необходимое количество БПЛА. Он также отметил необходимость приобретения современных разведывательных и ударных беспилотников большой дальности и продолжительности полета. По словам экс-начальника ГШ, эти закупки были предусмотрены в рамках второго этапа программы развития вооружений на 2020-24 годы, и «возможности по их приобретению минимальны, так как их невозможно решить посредством бюджета».
Кроме того, на совещании Гаспарян предложил мобилизовать посредством министерства высокотехнологической промышленности все ресурсы, уточнить число имеющихся беспилотников и сроки их предоставления ВС. По словам, экс-главы ГШ, в программе вооружений на 2020-24 годы была также зафиксирована необходимость приобретения или аренды спутника разведки и связи.
Согласно заявлению, на совещании Гаспарян также заявил о необходимости создания второй и третьей линий приборов видеонаблюдения на линии соприкосновения, а также о существующих проблемах в сферах инженерного, технического, тылового и медицинского обеспечения. Он указал необходимость модернизации систем управления огнем танков, отметив, что имеющаяся в ВС техника не соответствует требования современного боя, особенно в ночных условиях. Был также отмечен вопрос децентрализации складов с боеприпасами, их защиты от возможных ударов противника и др.
Гаспарян также прокомментировал заявление Пашиняна о том, что экс-глава Генштаба заявил до войны о возможности организации обороны по принципу «ни шагу назад». По словам Гаспаряна, на заседании СБ до войны он доложил, что соотношение сил (без учета фактора Турции) на восточном и северо-восточном направлениях позволяет вести боевые действия по этому принципу. В то же время он отметил, что это не означает возможности ведения бессрочных боевых действий. По словам Гаспаряна, он доложил, что на других операционных направлениях противник имеет абсолютное превосходство в силах и средствах, и в этих условиях у армянской стороны нет возможностей для серьезного сопротивления. Он подчеркнул, что «никогда не представлял руководству государства нереалистичных оценок».
Бывший начальник Генштаба сообщил, что представил комиссии НС по расследованию 44-дневной войны 11 проблем, которые стали причиной поражения армянской стороны. В частности, он отметил нейтралитет основных центров силы, их формальный подход к политической и военной поддерже Армении; абсолютное количественное и качественное превосходство противника, в том числе в воздушном пространстве, наличие у противника большого количества высокоточных средств поражения. Он также отметил, что Армении не удалось реализовать мероприятия, предусмотренные программой развития ВС на 2018-24 годы.
Гаспарян также перечисли ряд упущений, по его словам, допущенных в ходе войны органами госуправления и повлиявших на эффективность боевых действий.
По его словам, в результате ненадлежащей организации и осуществления мер по обеспечению режима военного положения «наше население во многих местах перекрывало дороги и блокировало движение воинских частей, дислоцированных на территории Армении, в районы боевых действий». Гаспарян заявил, что из-за непринятия эффективных мер по борьбе с военными преступлениями сформировалась атмосфера безнаказанности, в результате чего имели место случаи массовых побегов из районов боевых действий, что существенно повлияло на стабильность оборонительной системы.
По его словам, из-за слабой дипломатической работы в условиях блокады было неэффективно организовано бесперебойное и регулярное снабжение ВС необходимым количеством ракет и боеприпасов. Экс-глава ГШ отметил, что из-за отказа от введения ограничений на использования интернета противник сумел провести психологическую операцию по воздействию на морально-психологическое состояние населения Армении и Арцаха.
Гаспарян также заявил, что из-за безответственного отношения была провалена инициатива по привлечению к боевым действиям частных военных компаний и добровольцев из других стран. В числе причин этого он отметил нехватку финансовых средств (на начальном этапе), а также ратификацию Арменией 27 октября 2020 года международной конвенции против вербовки и использования наемников.
Кроме того, он отметил, что не было предпринято достаточных политико-дипломатических усилий для прекращения войны на наиболее выгодных для Армении и Арцаха условиях.
Оник Гаспарян прокомментировал и заявление Пашиняна о том, что в ходе войны сообщения главы ГШ и президента Арцаха противоречили друг другу. По словам Гаспаряна, президент Арцаха получал информацию от источников в различных звеньях Армии обороны, а также от сотрудников СНБ, и в результате часто был раньше информирован о ситуации.
«По сути, была создана «параллельная» система управления, когда из Арцаха президент, различные чиновники и другие лица с неясными полномочиями представляли премьер-министру информацию в обход командования Армии обороны. Это часто вызывало путаницу и требовало дополнительных усилий для объективной оценки ситуации», — заявил Гаспарян.
По его словам, он предложил премьеру поручить президенту Арцаха и своим представителям в республике концентрировать всю информацию в штабе Армии обороны. «Однако на протяжении всей войны мы регулярно сталкивались с получением противоречивых данных», — заявил Оник Гаспарян.
Он подчеркнул, что во всяком случае, ВС, «со своими недостатками и упущениями, в течение 44 дней сражались с многократно превосходящим противником, причинив ему большие потери, предоставив властям возможность принимать политические решения».