Экс-глава Минобороны Армении Давид Тоноян рассказал о трех встречах с российским коллегой Сергеем Шойгу перед войной 2020 года. На них министр обороны России, по словам Тонояна, попросил «не провоцировать ситуацию и проявить хладнокровие».
«В довоенный период, во время учений в Нахичеване, перемещение [Турцией] истребителей F-16 в Гянджу навело на мысль, что это делается далеко не в целях проведения учений», – подчеркнул Тоноян на заседании комиссии НС по войне.
По его словам, ротация F-16 стала признаком начала серьезных военных действий, после чего Тоноян провел три встречи с Шойгу. «Призвали [Россия] не провоцировать ситуацию и проявить хладнокровие. И мы максимально придерживались этого. Во всяком случае, сбить F-16 средствами ПВО было возможно, однако этого не делалось, так как решили не провоцировать ситуацию», – пояснил Тоноян.
Он подчеркнул, что лично инициировал встречи с представителями стран-членов НАТО и ОДКБ относительно нейтрализации угрозы, исходящей от F-16, и участия «этой страны» [Турции] в боевых действиях в Арцахе. «Приоритет отдавался делегатам стран НАТО», – добавил Тоноян.
Экс-глава Минобороны переадресовал военным вопрос о неприменении ракетных комплексов «Искандер», «Эльбрус» и «Точка-У» в первый день войны 2020 года. «Когда была возможность <…> и где было возможно в географическом аспекте [это вооружение применить], оно было применено», – подчеркнул он во время заседания комиссии по войне. Тоноян добавил, что сроки задействования вооружения определяет командование.
Суд разрешил находящемуся под арестом Тонояну временно покинуть изолятор СНБ и выступить перед комиссией по 44-дневной войне. О желании участвовать в заседании экс-министр заявил 5 июля. Тоноян объяснил желание последним выступлением премьера Никола Пашиняна перед комиссией, словами экс-начальника Генштаба Армении Оника Гаспаряна, а также требованием общественности.
Тоноян занимал пост министра обороны Армении с 11 мая 2018 по 20 ноября 2020 года. Его и ряд военных арестовали в сентябре 2021 года по обвинению в причастности к закупке непригодных авиационных ракет и присвоении $4,6 млн. Тоноян назвал эти обвинения сфабрикованными и выразил уверенность, что его невиновность будет доказана.