Эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян в интервью Armenia Today прокомментировал цели принятого в Грузии закона «О прозрачности иностранного влияния», перспективы массовых протестов в стране, а также сложившуюся на этом фоне ситуацию в отношениях Грузии с Россией и Западом.
Он отметил, что принятие закона, по мнению властей Грузии, должно сделать более прозрачным имеющие внешнее финансирование общественные организаций и СМИ. В рамках закона планируется создание реестра, в который будут включены структуры, более 20% ежегодного финансирования которых поступает из-за рубежа. По словам эксперта, закон станет дополнительным механизмом в руках властей в рамках внутриполитической борьбы против структур, которые в ежедневном режиме критикуют власти.
По словам Меликяна, власти сочли, что принятие этого закона именно сейчас не приведет к большим рейтинговым потерям перед намеченными на октябрь парламентскими выборами. Кроме того, если бы закон был принят после выборов, то, по оценке властей, это в сочетании с поствыборными процессами могло бы привести к более масштабным протестам, чем сейчас.
Комментируя перспективы протестов против закона, эксперт выразил мнение, что в случае отсутствия резких изменений в ситуации интенсивность демонстраций в какой-то момент начнет сокращаться. Тогда политические силы с лета начнут готовиться к предстоящим парламентским выборам, отметил он. Меликян при этом подчеркнул невозможность проведения в стране досрочных выборов в результате сложения мандатов парламентским большинством.
«Парламентское большинство каким-либо образом не может подать в отставку, соответственно, досрочные выборы исключены. По Конституции за полгода до выборов внеочередные выборы не могут быть назначены», – пояснил специалист, отметив, что для проведения таких процессов при наихудшем сценарии в стране должен произойти государственный переворот.
По его словам, принятие закона не имеет какой-либо связи с российско-грузинской повесткой, поскольку Россия не вынуждала грузинские власти пойти на этот шаг, а принятие закона не внесет существенные изменения в отношения с Москвой.
«Все это имеет внутриполитические причины и, соответственно, в первую очередь повлияет на внутри-, а в определенной степени – и на внешнеполитические процессы, а именно – на отношения Грузии с Западом», – уточнил Меликян.
Он также назвал маловероятным отзыв властями принятого в третьем чтении закона, несмотря на усилия протестующих добиться этого через давление и при поддержке Запада.
«Думаю, в условиях, когда власти Грузии настроены решительно в вопросе этого закона, Запад должен проявить гибкость, продемонстрировать готовность к консенсусу и хотя бы заручиться гарантиями того, что принятие закона не станет сдерживающим механизмом для гражданского общества – если, конечно, Запад действительно заинтересован в преодолении кризиса в отношениях с Грузией. Если же такой заинтересованности нет, то эти отношения ухудшатся, что, думаю, не в интересах Запада, особенно на фоне его конфронтации с Россией», – заключил эксперт.
Массовые акции протеста против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» начались в Тбилиси 15 апреля и продолжаются по сей день. Парламент Грузии 14 мая принял законопроект в третьем и окончательном чтении. Оппозиция считает, что законопроект скопирован с российского законодательства об «иностранных агентах».
Президент Грузии Саломе Зурабишвили 18 мая наложила вето на закон «О прозрачности иностранного влияния» и заявила, что этот закон противоречит конституции страны и европейским стандартам. Для преодоления президентского вето необходима поддержка 76 депутатов, а парламентское большинство имеет 83 мандата. После этого Зурабишвили снова не может воспользоваться правом вето. В случае, если она откажется подписать закон, его подпишет председатель парламента.
Закон об иностранных агентах в Грузии уже пытались принять год назад: в марте 2023 года он был одобрен в первом чтении, но отозван из парламента на фоне массовых протестов.