Член Палаты представителей США Грегори Микс и сенатор Бен Кардин предложили резолюцию об обеспечении стабильности Сирии после смены власти, в которой армяне признаются частью национальных, этнических, религиозных и коренных сообществ страны и неотъемлемой частью многовекового культурного наследия Сирии. Резолюцию представят на одобрение Палаты представителей США —нижней палаты Конгресса.
«Национальные, этнические, религиозные и языковые меньшинства, а также коренные народы, включая алавитов, армян, друзов, езидов, курдов, шабаков, туркменов и исторические христианские общины (включая халдеев, сирийцев, ассирийцев и мелькитов), среди прочих, являлись неотъемлемой частью многовекового культурного наследия Сирии», — говорится в тексте резолюции.
Микс является старшим членом Комитета по иностранным делам, а Кардин — председателем Комитета по международным отношениям Сената. Другими соавторами резолюции стали конгрессмены Фрэнк Паллоне, Дина Тайтус, Сара Джейкобс и Джейсон Кроу, а также сенаторы Джин Шахин, Дик Дурбин, Тэмми Дакуорт, Джефф Меркли и Крис Ван Холлен.
Сопредседатель группы по армянским вопросам Конгресса США Паллоне подчеркнул важность защиты прав местных армян наряду с другими этническими меньшинствами в рамках инклюзивного и мирного переходного процесса по передаче власти.
«Поддерживая эти сообщества, продолжая партнерство с Сирийскими демократическими силами и устраняя прошлые несправедливости, мы подтверждаем нашу приверженность стабильной, демократической Сирии, где все ее жители смогут процветать», — сказал он.
В резолюции американские законодатели призвали госекретаря США Энтони Блинкена и главу Агентства США по международному развитию (USAID) Саманту Пауэр обеспечить защиту религиозных и этнических меньшинств в Сирии и поддерживать восстановление религиозных и этнических общин меньшинств.
Армянская община в Сирии начала образоваться в XI век. Беженцы, спасавшиеся от нашествия сельджуков в Армению, переселялись в северные районы Сирии, обосновываясь в кварталах Антиохии, Алеппо и Айнтапа. Однако именно выжившие после Геноцида армян 1915 года основали современное армянское сообщество. До начала войны в Сирии 2011 года в стране проживало около 100 000 армян. Большая часть из них сосредоточивалась в Алеппо (около 60 000), остальные — в Дамаске (около 6–7 тысяч), Латакии, Кесабе, Эль-Камышлы, Хомсе, Ракке, Хасеке, Дейр-эз-Зоре и других регионах (более 30 000). По данным офиса главного уполномоченного по делам диаспоры Армении, в результате войны в Сирии более 60 тысяч армян покинули страну, 25 тысяч из которых переселились в Армению. Сегодня в Сирии проживает около 30 000 армян, большинство из которых обосновались в Алеппо.
В декабре по итогу наступления антиправительственных сил произошло падение режима Башара Асада. Ситуация обострилась в конце ноября, когда боевики ряда сирийских группировок во главе с исламистской группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» начали наступление против правительственных сил на северо-западе Сирии. В течение последующих десяти дней им удалось с минимальным сопротивлением правительственных войск захватить все крупнейшие города страны: 30 ноября — Алеппо, 5 декабря — город Хама, 7 декабря —Хомс, и, наконец, 8 декабря — столицу Сирии Дамаск.
Асад покинул страну с членами семьи и 8 декабря прибыл в Москву. Он решил оставить пост президента Сирии и распорядился «осуществить передачу власти мирным путем» после переговоров с участниками конфликта. Депутат парламента Сирии Мария Габриелян 9 декабря рассказала, что представители военной администрации Алеппо на встрече с армянской и христианской общиной города дали им гарантии безопасности. Над зданием посольства Сирии в Ереване к 10 декабря был поднят флаг сирийской оппозиции. Посольство Армении в Сирии возобновило свою деятельность 16 декабря, а генконсульство в Алеппо — 19 декабря.
Падение режима Башара Асада в Сирии изменило сферы влияния в стране и соотношение сил в регионе, что может оказать влияние на Армению, заявил 13 декабря Armenia Today политолог Давид Арутюнов. По его словам, если ранее страна была, по сути, разделена на сферы влияния между Россией, Ираном, Турцией при определенном присутствии США, то теперь вырастет влияние Турции, Израиля и тех же США. Россия пока сохраняет две базы в Сирии, однако их судьба остается под вопросом.