Премьер-министр Армении Никол Пашинян прокомментировал ситуацию, сложившуюся в армяно-российских отношениях.
В интервью Общественному телевидению он ответил на вопрос, почему не позвонил президенту России в связи с обострением ситуации на границе. Премьер отметил, что ситуация на границе напряженная, есть определенная концентрация азербайджанских войск на границе с Арменией, а также вокруг Нагорного Карабаха.
«На самом деле первый звонок был Путину, так как недавно я в связи с этой ситуацией говорил с президентом России, и не говорил с другими», — сказал он. По словам Пашиняна, целью звонков иностранным лидерам является предоставление информации о ситуации, а президент РФ «наверняка проинформирован об этой ситуации». Пашинян отметил, что ситуация с блокированием Лачинского коридора началась с декабря 2020 года и за это время лидеры Армении и России провели более 10 разговоров. «К сожалению с нашего последнего разговора обстановка не изменилась, чтобы была необходимость в новом разговоре с президентом России», — сказал Пашинян, отметив, что по мере необходимости такой разговор может состояться.
Он также призвал не политизировать визит своей супруги в Украину. «Думаю, это неуместно политизируется. Моя жена уже достаточно долгое время вовлечена в это международное партнерство первых леди и джентльменов и в рамках этого партнерства принимает участие в мероприятиях. В ближайшее время подобное мероприятие запланировано в Армении. Не думаю, что здесь есть необходимость в политических выводах», — сказал премьер.
Комментируя армяно-американские совместные учения, Пашинян подчеркнул, что в Армении они проводятся не в первый раз.
Он также подчеркнул, что ратификация Арменией Римского статута МУС никак не связана с армяно-российскими отношениями. Премьер отметил, что этот процесс был начат Ереваном в декабре 2022 года и требует определенного времени. «К сожалению, вышло плохое совпадение в контексте отношений России и суда в Гааге. Этот процесс отнюдь не связан с отношениями между Россией и Арменией. Он связан именно с напряженностью на границе. Мы понимаем, что формируется плохой, беспокоящий контекст, но с другой стороны мы не можем замораживать наших отношений с другими партнерами», — заявил премьер.
Он также отметил, что Римский статут был подписан Арменией до прихода к власти действующего правительства и не был ратифицирован ранее, так как, согласно заключению КС, документ противоречил Конституции Армении. После 2015 года Конституция была реформирована и эти противоречия устранены, пояснил Пашинян. Премьер подчеркнул, что ратификация документа имеет целью сделать предметом рассмотрения Международного уголовного суда событий мая 2021 года и сентября 2022 года на армяно-азербайджанской границе. По словам Пашиняна, армянская сторона предложила Москве «очень конкретное решение» относительно ситуации с ратификацией Римского статута, которое «может рассеять все обеспокоенности». «Мы продолжаем работать в этом направлении», — добавил премьер.
В то же время Пашинян подчеркнул необходимость получения Арменией дополнительных инструментов безопасности. «Ни в сентябре 2020 года, ни в сентябре 2022 года мы не ратифицировали Римский статут, не проводили учений с США, не посещали Украину, но это не помешало тому, чтобы у нас была военная ситуация на границе. Сегодня мы пытаемся использовать доступный нам инструментарий, чтобы добавить в нашу пограничную ситуацию факторы, которые помогут нам», — заявил премьер.
Он подчеркнул, что ОДКБ не выполняет свои обязательства перед Арменией. «Мы не можем этого не замечать и просто ничего не делать. Наша обязанность предпринимать шаги, в рамках которых мы попытаемся приобрести дополнительные, в том числе международные, инструменты безопасности», — подчеркнул Пашинян.