Активизация российской дипломатии в вопросе нормализации армяно-азербайджанских отношений связана с тем, что Россия пытается не остаться в стороне от этого процесса. Об этом заявил в интервью корреспонденту Armenia Today заместитель директора Института востоковедения РАН, российский политолог Александр Скаков.
«Если Россия не будет этим заниматься, то этим вопросом займется Запад. Учитывая уровень отношений России с Вашингтоном или Брюсселем, Москва в этом не очень заинтересована», — отметил он.
По словам эксперта, во время последнего визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Баку ставка делалась в первую очередь не на решение проблемы Нагорного Карабаха, поскольку она поддается решению с большим трудом, если вообще подается, а на то, что было ранее обговорено — разблокирование транспортных коммуникаций.
Российский политолог считает, что обсуждаемое в последнее время увеличение поставок газа в Евросоюз со стороны Баку не повлияет на российско-азербайджанские отношения. «Это бизнес по большому счету, понятно, что сейчас газа не хватает в Евросоюзе, а Азербайджан просто пользуется моментом», — отметил эксперт.
Скаков не согласился с мнением президента Азербайджана о том, что проблема Нагорного Карабаха решена, и армянской стороне не надо поднимать этот вопрос на международных площадках.
«Официальная позиция России исходит из того, что карабахская проблема не закрыта, иначе что делают там наши миротворцы и какую они функцию выполняют. Пока там находятся российские миротворцы, проблема не может быть закрытой», — заявил эксперт.
Политолог отметил, что в дальнейшем согласие азербайджанской стороны на продление срока пребывания российских миротворцев в Арцахе зависит от различных побочных факторов. Он напомнил, что в соответствии с трехсторонним соглашением, миротворческая миссия может быть прервана в любой момент по желанию одной из сторон.
«В принципе Азербайджан может не дождаться конца этой миссии. Но, думаю, он этого делать не будет, а будет терпеть и, собственно говоря, это не в его интересах. А что будет через 2-3 года, будет зависеть от ситуации в самой России, ее отношений с Западом и также от ситуации на Украине», — сказал он.
Если у России будет потенциал остаться в Нагорном Карабахе, то, конечно, она найдет повод для этого, это зависит от того, насколько у России будут сильные позиции, сказал политолог в заключении.