Лисагор расположен в юго-западной части Арцаха и находится в 18 км от районного центра Шуши и в 30 км от Степанакерта.
Блокирование Азербайджаном Лачинского коридора разделило семьи арцахцев, множество детей остались в Армении без родителей и, наоборот, несовершеннолетние остались без присмотра взрослых в Степанакерте. Съемoчная группа Armenia Today побеседовала в общине Лисагор Шушинского района с жителями Арцаха, которые оказались отрезаны от остального Арцаха в результате блокады.
Мать четырех несовершеннолетних детей Армине из Степанакерта работает учительницей в Лисагоре и обычно каждый день утром приезжает на работу и днем возвращается в столицу к детям. «Как обычно, в понедельник приехала на работу в школу и уже на месте узнала, что дорогу перекрыли. Так мы остались тут, а дети в Степанакерте присматривают друг за другом: старшему из детей 16 лет, а младшему — 3 годика», — рассказала Армине.
Она также рассказала, что младший ребенок обиделся на родителей из-за того, что их нет рядом, и отказался с ними разговаривать по телефону. Армине объяснила детям, что дорога закрыта, как только откроют, они приедут к ним.
В то же время она подчеркнула, что как только дорога откроется, продолжит ездить на работу в Степанакерт. «Эта моя работа. Уже 15 лет я работаю в здешней школе как классный руководитель», — сказала Армине. На вопрос корреспондента Armenia Today о том, как она поступит, если дорогу перекроют снова, она сказала: «Ничего. Ведь альтернативы нет, работы нет, каким-то образом нужно жить и содержать детей».
На вопрос, хотят ли дети жить в сегодняшнем Арцахе, наша собеседница дала утвердительный ответ. «Мой младший говорит гордо: «я — арцахец, особенно шушиец», — сказала Армине, отметив, что ее новогодней мечтой является мир и только мир.
Другая наша собеседница — Сусанна, жительница общины Караундж Мартунинского района, рассказала, что проходит лечение в онкологической больнице в Степанакерте, у нее злокачественная опухоль. В Армении они находились с супругом. Она проходила МРТ. «Мне нужно срочно вернуться в Степанакерт, так как необходимо сдать анализы, чтобы выяснить продолжу химиотерапию или нет», — рассказала Сусанна. Сейчас она в Лисагоре, а ее супруг в районе, где службу несут российские миротворцы.
Ларису блокада застала на пути в Степанакерт, куда она возвращалась из России. Там она навещала своих детей и внуков. У женщины, которая временно остановилась в Лисагоре, сахарный диабет и ей необходимо постоянное наблюдение врачей. «Мы надеемся, что откроют [Лачинский коридор], сегодня-завтра что-то решится. Я — диабетик, у меня сахарный диабет. В связи с этой ситуацией я себя с каждым днем чувствую все хуже и хуже. Надо пройти обследование», — сказала она.
Отвечая на вопрос о своей новогодней мечте, Лариса ответила: «Чтобы во всем мире был мир. Вот этого я только хочу, правда. Даже здоровья себе не хочу. Я хочу, чтоб все было хорошо, чтоб наши дети, наши внуки не видели того, что происходит сейчас. Мир. Только мир, правда. Я только за это».
Мужчины ночуют на улице с миротворцами, полицейскими или в машинах. Местные не расстраиваются и отмечают, что в случае с арцахцами «надежда не умирает ни в начале, ни последней».
Сотни азербайджанских «экоактивистов» утром 12 декабря перекрыли Лачинский коридор, в результате Арцах оказался заблокирован. В республике возник дефицит бензина, дизельного топлива, жидкого и сжиженного газа. Власти Арцаха ввели режим экономии топлива.
Варданян утром 16 декабря сообщил о восстановлении газоснабжения республики. Он также заявил о возможном скором открытии Лачинского коридора. Однако коридор по-прежнему заблокирован.
Подробнее — в репортаже Armenia Today.