Большинство армян Арцаха уже переехали в Армению. Власти страны сообщили о прибытии 100 520 переселенцев из Арцаха. Машины из Степанакерта в Корнидзор увозят арцахцев от страшного настоящего в неопределенное будущее. Кадры у въезда в Корнидзор из Степанакерта сняла съемочная группа Armenia Today. Арцахцы по этой дороге едут уже несколько дней – с 23 сентября. Они взяли с собой то, что смогли собрать, и оставили самое дорогое – Родину.
Семья 48-летней Каринэ Манасян родом из села Мачкалашен Арцаха, куда они переехали после 44-дневной войны 2020 года (территория, где находился их дом, перешла под контроль Азербайджана). Каринэ, второй раз переживая боль утраты, рассказала, что ее муж и сын построили новый дом в Мачкалашене.
«Мы дважды строили дом и дважды теряли. Теперь мы не знаем, куда идти, в чью дверь стучать», – говорит переселенка из Арцаха.
Она вспомнила развязанную Азербайджаном против Арцаха войну 2020 года и сейчас говорит уже не о повторении ужасов войны, а о том, что стала свидетельницей нового геноцида.
«Я сбежала из дома в одежде дочери и тапочках. По телевизору передавали, что будет война, в Арцахе будет геноцид, но почему они не предупредили людей, почему не предотвратили геноцид? Детей зарезали, девочек насиловали… При выезде из Степанакерта азербайджанцы издевались и надсмехались над нами, говоря: «Армяне, уезжайте, так вам и надо», – поделилась женщина.
Она задалась вопросом, если власти страны знали, что будет новый геноцид, и объявили об этом, то почему позволили убивать людей, почему они не предотвратили это. По словам женщины, дети потеряли дар речи от пережитого…
«Мы потеряли родных, оставили могилы, для чего, для кого? Что нам теперь делать, пойти на площадь и требовать жилье? Они снова признают нас бездомными и оставят метаться в поисках решения своей проблемы, больше ничего», – уверена Каринэ.
Переселенка из Арцаха рассказала, что 19 сентября, когда началась война, она была дома. «Они [азербайджанцы] объявили войну и геноцид. Матери потеряли детей, дети остались без матерей, зарезанные в лесу… Кто ответит за это? Ребенок, схватив руку матери, в страхе говорил: «Мама, я боюсь, что град попадет в меня». Какое будущее должно быть у этого ребенка, пережившего такое? Мы видели четыре войны и сейчас окаменели. Мы не жили, пусть хотя бы, наши дети живут…», – сказала она.
Каринэ и ее муж со слезами на глазах покинули Родину и продолжили свой путь миграции. «Всю дорогу до Корнидзора мы с мужем плакали. Муж на прощание поцеловал окна и двери дома» – поделилась женщина. По словам переселенцев, основной задачей для их семьи сейчас является поиск жилья и работы.
«Мы хотим иметь хотя бы жилье, чтобы не стать бездомными. Вот так строишь дом, оглянешься и видишь, что ничего взять не удалось, даже детские фотоальбомы… Разве это легко?!», – призналась беженка из Арцаха.
Гоар Айрапетян – тоже из Мачкалашена. Ее зять и его брат стали жертвами взрыва на складе с горючим в Степанакерте 25 сентября. Гоар приехала в Корнидзор с тремя внуками и дочерью и не знает, что будет дальше делать и где жить. Младшему ребенку дочери годик.
«25 сентября муж моей дочери поехал с братом заправить бензин и вывезти детей на машине. Два брата погибли от взрыва. Трое сирот остались без крова, мы не знаем, что делать, куда идти», – говорит вынужденная переселенка. По словам женщины, они не осознавали, что началась война. «Я работала в сельской школе. Пришел директор и сказал: заканчивай скорее работу и иди домой. На вопрос, почему, ведь рабочее время, последовал ответ: наблюдаются скопления азербайджанских войск. Примерно через 10 минут после этого начался обстрел. Все деревня, горы грохотали. Мы не знали, куда бежать, не было ни убежища, некуда было пойти, ни бензина, чтобы хотя бы детей вывезти. Кого босиком, кого за руку пытались вытащить», – говорит Гоар.
Ее семья была эвакуирована из Мачкалашена, когда в селе уже было трое погибших. «Когда уже сообщили о погибших, мы забрали детей и убежали из села. Мы направились в село Сос, но там тоже начались бомбежки. Оттуда мы пошли в Степанакерт, полагая, что в городе, под зданиями, безопасно. В Степанакерте мы пробыли 3-4 дня, потом объявили об эвакуации, но куда? Не давала покоя мысль, куда ехать, оставив дом и все имущество, а с другой стороны – как жить с турками…», – поделилась беженка из Арцаха.
По словам женщины, дорогу Степанакерт-Корнидзор они преодолели за два дня, по дороге они узнали о смерти мужа дочери и его брата – Дживана и Артака. «Мы были в пути два дня. Дети были голодны и хотели пить. Мы не предполагали, что дорога окажется такой долгой. Мы думали, что доедем до Гориса из Степанакерта примерно за час. Дети плакали, говорили: хотим есть и пить. Мы столько слез выплакали, что стали черствыми», – призналась беженка.
Жизненный путь арцахцев превратился в путь миграции. У лишенных родины обратной дороги нет: позади остались воспоминания, мечты, детство, могилы родственников, церкви, история, дом и Родина по имени Арцах.
Азербайджан 19 сентября объявил о проведении военной операции против Арцаха, которую назвал «антитеррористическими мероприятиями локального характера». Власти Арцаха 20 сентября приняли предложение российских миротворцев о прекращении огня, выводе подразделений ВС Армении из зоны развертывания РМК (Армения утверждает, что ее подразделений там не было), расформировании и полном разоружении Армии обороны. В этот же день армянский премьер Никол Пашинян заявил, что Армения не участвовала в составлении и обсуждении текста о прекращении огня. Упоминание в тексте подразделений ВС Армении Пашинян назвал непонятным. Число погибших в ходе азербайджанской агрессии против Арцаха составило не менее 200 человек, раненых – более 400 человек. Арцах прекращает свое существование с 1 января 2024 года. Указ об этом подписал президент республики Самвел Шахраманян.
Анна Бадалян