Семья Григорянов родом из села Драхтик Гадрутского района Арцаха. Здесь они жили до 44-дневной войны 2020 года, после которой село перешло под контроль врага.
В семье трое детей – Лусине, Аргине и Армен. Девушки уже замужем. После нападения Азербайджана 19 сентября Григоряны вынужденно переехали в Армению и сейчас вместе с семьей младшей дочери арендуют жилье в Раздане. В семье из пяти человек никто не работает. Глава семьи, Каджик Григорян, фармацевт, но после перенесенного инфаркта он почти нетрудоспособен.
Семья к новым условиям приспосабливается с трудом. Каджик Григорян рассказал Armenia Today, что его семья во время 44-дневной войны последней покинула родное село Драхтик.
«О том, что началась война, мы узнали утром, когда пошли собирать виноград. Вернулись домой, парни ушли на позиции. Я перенес инфаркт, поэтому не смог подняться на позиции, но был последним, кто покинул село. Я поехал к родственникам в соседнюю деревню, а когда ситуация там накалилась, направился в другое село. Хотел вернуться в родной Драхтик, но мой брат, который был на боевом посту, позвонил мне и сказал – домой не возвращайся, враг уже в селе. Так мы все оставили и приехали в Степанакерт», – поделился он.
Семья после 44-дневной войны жила в съемной квартире в Степанакерте, затем переехала в дом престарелых. В 2023 году, после сентябрьской агрессии Азербайджана, Григоряны последними покинули Степанакерт.
Война застала Каджика дома, куда он пришел, забрав из детсада внука. «Стрельба в последующие дни прекратилась, и мы было подумали – война закончилась. Оказалось – нет, и нам сказали, что надо покинуть Степанакерт, потому что враг уже на подступах к городу. Мы направились в степанакертский аэропорт, провели там три дня. Ситуация была очень серьезной. Никто не знал, где мы находимся, думали – все уже покинули территорию аэропорта. Я позвонил директору автостанции, сказал ему, что здесь находятся 140 человек. За нами прислали два автобуса, а спустя всего лишь час после нашего отъезда турки уже были на территории аэропорта», – рассказал Каджик.
До Раздана они добирались один день.
«Турки на пропускном пункте проверили наши телефоны. Угостили нас водой, но мы знали, что нельзя брать воду из рук турка, и по дороге выплеснули ее», – отметил переселенец из Арцаха.
В семье с ностальгией вспоминают Арцах. Надежды вернуться туда у них почти нет.
«В Степанакерте мы все еще надеялись, что в один прекрасный день сможем вернуться в Драхтик. Но надежды этой уже нет», – признался Каджик.
Жена Каджика, Альвина Григорян, работала в одном из магазинов Степанакерта. 19 сентября – в день, когда Азербайджан напал на Арцах – она была дома.
«Моя внучка Луиза, только вернувшаяся из детсада, услышав грохот, заплакала. Я успокоила ее, обняла, и мы спустились в подвал. Она и там продолжала плакать. Ребенок сейчас боится буквально всего, пришлось отвести ее к психологу», – рассказывает Альвина. К новой жизни она привыкает с трудом.
Младшая дочь, 23-летняя Аргине, с мужем и детьми живет с родителями. Ее муж по профессии учитель из села Ехцаох Шушинского района. Работал в штабе резервистов Армении обороны Арцаха. Аргине еще до блокады переехала с мужем в Раздан, затем муж вернулся в Арцах. После того, как азербайджанцы заблокировали Лачинский коридор, семья несколько месяцев не могла воссоединиться. У мужа были проблемы со здоровьем, и в Ереван на лечение ему удалось приехать с помощью Красного Креста.
Аргине с болью и ностальгией вспоминает Арцах. «Мы ничего не забыли и очень скучаем. Смягчить эту боль помогает наш малыш, но все равно очень больно», – поделилась она.
Аргине не теряет надежды на возвращение в Арцах. «Наверно, однажды мы вернемся и покажем нашим детям, где мы жили, где наша родина. Моя дочь родилась в Степанакерте. Очень больно, что она не может видеть место своего рождения», – рассказывает она. Ее семья не пользуется программами государственной поддержки – в Министерстве труда и социальных вопросов заявили, что они не могут быть участниками этих программ. В семье Григорянов программами социальной поддержки пользуются только родители и брат.
Каджик не может забыть взращенные им в Драхтике виноградные сады, напоминающие рай, эти воспоминания и дают ему силу строить новую жизнь в Армении. Покидать Армению они не собираются и мечтают о доме, работе и, конечно, мире.
Подробности – в репортаже Armenia Today.
Анна Бадалян