Вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха столкнулись как с социально-бытовыми проблемами, так и с ненавистью в их отношении, заявил омбудсмен Арцаха Гегам Степанян. Так он прокомментировал вопрос корреспондента Armenia Today о трудностях, с которыми сталкиваются арцахцы после переселения в Армению.
«Основные проблемы, с которыми сталкиваются арцахцы, многочисленны. В частности, это множество социально-бытовых проблем, вопросы, связанные с правовым статусом, а также дискурс ненависти», – уточнил правозащитник.
Степанян прокомментировал перспективы возвращения арцахцев в Нагорный Карабах и подчеркнул, что право на возвращение невозможно осуществить без признания права на самоопределение. Он назвал слова премьера Армении Никола Пашиняна об «ущербе» от заявлений о возвращении армян в Карабах государственным интересам Армении «продолжением политики снижения ожиданий, которая в итоге привела к текущей ситуации». Омбудсмен считает, что сейчас право на возвращение должно находиться в центре активных обсуждений, чтобы потом за переговорным столом была возможность рассмотреть все варианты и возможности, которые могут возникнуть со временем.
При этом Степанян заявил, что в настоящее время нет переговорной площадки и повестки дня для предложения механизмов возвращения армян на Родину.
«Как я могу точно сказать, что вижу какой-то путь, если эта тема не поднята, а повестка не сформирована? Моё заявление о том, что возвращение должно быть связано с правом на самоопределение, уже само по себе говорит обо всём. Уходить жить под контроль Азербайджана, под азербайджанскую полицию, под азербайджанскую диктатуру – нет смысла об этом говорить», – сказал он.
Омбудсмен напомнил, что право народа Арцаха на возвращение закреплено в решении Международного суда ООН, в то время как власти Азербайджана с января этого года перестали говорить об этом праве.
«Они полностью закрыли эту тему, и если бы этого не сделали, то сегодня не заселяли бы Степанакерт такими быстрыми темпами и не присваивали бы дома степанакертцев. Если вначале они делали подобные заявления лишь для того, чтобы пускать пыль в глаза международному сообществу, то теперь они не делают даже этого, потому что увидели, что и Армения закрыла эту тему», – отметил он.
Степанян раскритиковал заявления армянских политиков о возможном «возвращении» азербайджанцев в Армению параллельно с возвращением армян в Карабах и напомнил, что представители ЕС тоже подчеркивали несравнимость этих процессов.
Омбудсмен Арцаха назвал пассивной политику Еревана в вопросе освобождения армянских заключенных из Баку. «Вопрос военнопленных и захваченных лиц находится как в политическом, так и в правовом поле. Если с правовой точки зрения предпринимаются действия, в частности, через ЕСПЧ, для получения информации о состоянии здоровья и условиях содержания этих людей, то в политической сфере наблюдается значительная пассивность», – сказал Степанян.
По словам правозащитника, родственники заключенных в Баку армян также не уведомлены о мерах властей с целью их освобождения. Общество должно требовать, чтобы власти ему должным образом осведомили о проводимых работах в этом направлении, заявил он.
Освобождению армянских заключенных может содействовать также проводимый в Баку климатический саммит ООН (COP29), однако больших надежд нет, заключил арцахский омбудсмен.
Степанян 30 августа заявил, что арцахцам с паспортами с кодом 070, отказывают в шенгенской визе. По его словам, в посольствах разных стран людям пояснили, что на основании заявления властей Армении для них паспорта с кодом 070 не удостоверяют гражданство этой страны, поэтому они не могут взять на обработку заявление. Также в конце июля СНБ сообщило Armenia Today, что число покинувших Армению за последние четыре года арцахцев составляет почти 27 тысяч. 31 августа Пашинян, отвечая на вопрос Armenia Today, прокомментировал темпы эмиграции арцахцев из Армении.