В Армении по состоянию на середину осени перерегистрировались 262 юридических лица, зарегистрированных ранее в Арцахе, сообщили Armenia Today в Минюсте Армении. В ведомстве корреспонденту AT пояснили, что правительство предоставило арцахцам возможность до декабря 2024 года пройти процедуру перерегистрации бизнеса по упрощенной процедуре.
Armenia Today поговорила более чем с 20-ю арцахскими предпринимателями и выяснила, с какими трудностями они сталкиваются при запуске бизнеса в Армении, какие меры могли бы смягчить его адаптацию в стране, а также помочь расширить его в дальнейшем.
Основательница кафе-пекарни Донара Гаспарян, владелец магазина сладостей Альвина Габриелян и создательница фермы Нарине Матевосян пригласили AT и рассказали о деталях своей работы, о трудностях и успехах.
Корреспондент AT также поговорил с экономистом Грантом Микаеляном и председателем Конфедерации профсоюзов Армении Тируи Назаретян, попросив их оценить риски и перспективы адаптации арцахского бизнеса в Армении.
Большинство принявших в опросе предпринимателей в числе первоочередных проблем, с которыми сталкивается бизнес арцахцев в Армении, назвали высокие налоги, стоимость аренды помещения, цены на первичное сырье и оборудование. По мнению экспертов, эти проблемы могут решить адресные программы господдержки.
Высокие налоги и дорогая аренда – главная помеха
Основательница бренда «Женгялов хац Донары» Донара Гаспарян, заново открывшая в октябре 2023 года в Ереване производство фирменной арцахской лепешки, хлеба и выпечки, среди первоочередных проблем назвала тяжелое налоговое бремя и отметила, что многие арцахцы нуждаются в поддержке государства в этом вопросе.
«Если бы государство помогло с уменьшением налогов, было бы хорошо. Я не только за себя говорю, а за всех карабахцев», – сказала Донара.
Донара рассказала, что прибыль бизнес пока не приносит, и ей с трудом удается покрывать все расходы, ведь налоги в Армении выше, чем в Арцахе. В отличие от Арцаха, где налоги платили раз в три месяца, в Армении их надо платить каждый месяц. В семье Донары шесть человек, которых также нужно содержать. В результате вся прибыль уходит на покрытие операционных расходов (налоги, сырье).
Основательница пекарни «Кусочек счастья» Альвина Габриелян жалуется на те же проблемы, с которыми сталкивается в Ереване любой начинающий предприниматель: высокая арендная плата и налоги, дорогое сырье и конкурентная среда.
«После войны 2020 года, когда землю оккупировали турки, мы были вынуждены снова купить земельный участок – три гектара за 11 миллионов драмов. Мы обработали эту землю и посадили ореховый сад. Я хотела бы заниматься этим и здесь, но земля тут очень дорогая, и нет поддержки, помощи от правительства. Хотя бы нам дали немного времени, чтобы мы смогли встать на ноги, получать доходы и выплачивать арендную плату и налоги», – рассказывает Альвина.
Основательница фермы в селе Шгаршик Арагацотнской области Нарина Матевосян считает, что помощь арцахским бизнесменам должна быть адресной.
«Государство должно помочь арцахским бизнесменам. Они знают, в какой сфере я работаю. Какие будут у государства возможности помочь мне, я не знаю», – говорит Нарине.
Нарине рассказала, что задумалась о фермерском бизнесе в марте 2024 года, когда жила в Раздане и завела свиней. Но со временем выяснилось, что доходы от продаж не покрывают расходов на кормление и уход за животными. Поэтому семья решила заняться овцеводством и птицеводством. Сейчас в ферме Нарине более 32 кур, 100 голов овец и десяток свиней. Последних Нарине решила продать, чтобы увеличить поголовье овец в ферме.
Дорогое сырье и сильная конкуренция – преграда к расширению
Альвина Габриелян рассказывает, что за килограмм сырья ей приходится отдавать около $40 (15,5 тысяч драмов). С такими условиями бизнес может приносить прибыль только с льготами и господдержкой, уверена она. Чтобы выходить на прибыль, кроме шоколада, Альвина также продает свежую выпечку, делает торты на заказ.
«Нам нужно немного времени, чтобы встать на ноги. Чтобы быть конкурентоспособными, необходимо предлагать лучшую продукцию, для этого необходимо соответствующее сырье», – говорит Альвина.
Нарине рассказала, что свинина постоянно дешевеет, при этом корм для свиней остается довольно дорогим.
«Так, я для 13 поросят раз в три дня покупала корм на сумму в 35-40 тысяч драмов», – говорит Нарине.
Показывая свежеиспеченный хлеб, Донара рассказывает, что для расширения бизнеса и повышения его доходности они решили помимо женгялов хац заниматься выпечкой и готовить арцахский хлеб.
«Невестка еще компоты готовит, варит джемы, делает соления. Начали печь наш карабахский тонрахац, очень хорошо получается. В день 20-25 штук печем. Людям понравилось», – говорит Донара и варит кофе, чтобы угостить нас свежей выпечкой. А женгялов хац мы успели попробовать еще до начала съемок.
Лизинговые программы, правовая поддержка – план помощи от государства
В Минфине Armenia Today пояснили, что предоставление арцахцам адресных льгот может создать неравные конкурентные условия на рынке. По мнению представителя ведомства, действующее в Армении налоговое законодательство обеспечивает благоприятные условия для начинающих бизнесменов. Минфин призвал воспользоваться предоставленными микробизнесу возможностями, например льготной налоговой системой для организаций, годовой оборот которых не превышает 24 млн драмов.
Опрошенные эксперты не согласны с такой позицией. Отсутствие целевых программ содействия осложняет процесс адаптации арцахских предпринимателей в Армении, поскольку они сталкиваются с юридическими, финансовыми проблемами, заявил Armenia Today экономист Грант Микаелян. По его подсчетам, с 2023 года только примерно 10% арцахцев удалось перерегистрировать свой бизнес в Армении.
Экономист указал на необходимость учета чрезвычайных условий, при которых арцахцы начинают бизнес в Армении, включая проблемы с документацией, которые также является препятствием для предпринимателей.
«Арцахцев вынудили получить новые паспорта. В целом проблем, связанных с документацией, довольно много. В случае с вынужденными переселенцами эти проблемы решаются очень тяжело, потому что люди оставили в Арцахе все, что имели, в том числе и многие документы. Возникает также проблема верификации документов, плюс финансовые, юридические проблемы, определенное дискриминационное отношение общества», – пояснил он.
По словам Микаеляна, статус зарегистрировавшихся в Армении бизнесов арцахцев существенно понизился: с уровня крупного бизнеса до малого и микробизнеса. Экономист подчеркнул необходимость разработки специальных программ поддержки по правовым вопросам и оформлению документов, а также разработки лизинговых программ.
Процессу перерегистрации бизнеса арцахцев в Армении также мешают общие трудности их интеграции в Армении, считает зампредседателя Конфедерации профсоюзов Армении Тируи Назаретян.
«Желающие основать средний и малый бизнес и те, кто желает приобрести соответствующую материально-техническую базу, сталкиваются с несколькими проблемами. К примеру, имеются хорошие специалисты тепличного хозяйства. Перед ними стоит проблема приобретения земельных участков и других необходимых для строительства теплиц материально-технических средств. Есть также люди, которые хотят научиться этому делу. Это две разные категории», – заявила она.
По словам Назаретян, у арцахцев возникают также проблемы с документами и нежеланием людей брать на себя большие кредитные обязательства. Возможности работы есть главным образом в сферах образования, военной службы и строительства, особенно в приграничных районах, заключила она.
На 30 октября число покинувших и не вернувшихся в Армению арцахцев за четыре года с момента начала 44-дневной войны составило почти 19 тысяч человек, сообщили Armenia Today в Службе нацбезопасности.
На данный момент Нарине, Донара и Альвина, как и многие арцахцы, которые начали свой бизнес в Армении, пытаются преодолеть правовые и финансовые проблемы, надеясь на то, что государство создаст более благоприятные условия для становления их бизнеса.
«Но мы, арцахцы, стойкие, надеемся только на себя, а не на помощь государства», – говорит Нарине и добавляет, что привезла из Арцаха два камушка и горсть земли. Сначала земля проросла, ростки высохли, а потом снова зазеленели – как надежда на то, что семья вернется в армянский Арцах.