Магия цифр иногда впечатляет, и пусть 99 лет – это еще не век, но юбилейная дата уже близко, день уникального в мировой юриспруденции события. 2 июня 1921 года берлинский суд оправдал Согомона Тейлеряна, даже не пытавшегося отрицать, что он убил человека. Впрочем, человека ли?
Правосудие над военными и политическими преступниками должно свершиться обязательно, иначе безнаказанность почти непременно приводит к повторению. Этой прописной истиной руководствовались те, кто приводил в исполнение операцию «Немезис». Без года век назад Согомон Тейлерян поступил по справедливости с Талаатом, одним из главных идеологов Геноцида.
…Тейлерян и не помнил, сколько времени пролежал посреди горы мертвых тел, очнувшись от кошмарного сна глубокой ночью. Очевидец уничтожения собственной семьи, он все же сбежал из района, где янычары резали армян, умудрился потом прожить в Константинополе еще лет пять, и только потом уехал за океан.
Но американские будни заняли всего год, и Согомон вернулся в Европу. Это было понятно заранее, а в 1919 году все убедились на деле в том, что, несмотря на давление стран, способных ставить условия после Первой мировой, когда Турция приговорила к смертной казни мясников, организовавших Геноцид, нелюди благополучно ушли на свободу. Немецкая подлодка переправила эту свору сначала в Одессу, потом в Германию, а дальше они разбрелись кто куда.
Операция возмездия под названием «Немезис» разрабатывалась недолго, да и задача стояла единственная и понятная: ликвидировать избежавших наказания убийц, а в добровольцах недостатка не было. Вот и Согомон Тейлерян вызвался поохотиться за бывшим полицеймейстером Османской империи Талаатом. Выслеживать того пришлось долго, Талаат жил под другим именем.
На идентификацию личности тоже ушло время – нужно было полностью удостовериться, что это именно Талаат, чтобы ненароком не казнить ни в чем не повинного человека. И вот удобный случай подвернулся 15 марта 1921 года, и приговор был приведен в исполнение.
Сам Тейлерян вспоминал эту тянувшуюся, наверное, бесконечно долго секунду так: «Когда мы сблизились, Талаат в упор посмотрел на меня: в глазах его мелькнул ужас смерти. Последний шаг он так и не сделал, немного отклонился, чтобы увернуться, но я мгновенно вытащил оружие и выстрелил ему в голову».
Суд над Тейлеряном и беспрецедентное оправдание стали сенсацией. Согомона защищали три адвоката, один из них, доктор Курт Нимайер, профессор права Кельнского университета рассказал европейцам о чудовищных зверствах: его речи, даже отредактированные, мало кто решился опубликовать в печати. И до сих пор ведь многое осталось лишь в стенограммах судебных заседаний.
Тейлеряна оправдали, а иначе и быть не могло – потому что судили, на самом деле, Талаата.
Талаата и других – через год после Тейлеряна за дело взялась группа мстителей, ликвидировавшая в Тифлисе Джемаля-пашу, а Энвера достал в Таджикистане Яков Мелкумов, снеся бывшему военному министру османов голову шашкой.
Потом пришел черед и прочих ублюдков, в том числе и организаторов армянской резни в те же годы на территории теперешнего Азербайджана – в Баку и других местах. Операция «Немезис» имела символическое начало, но и сейчас остается незаконченной.
А Тейлерян… он прожил лет 30 в Сербии, скончался в Америке в 1960 году. А день 2 июня 1921 года доказал, что если не человеческий, то высший суд настигнет убийц в любом месте и в любое время. С того памятного дня пор ни один из османских мясников, даже если и умер своей смертью, не знал ни секунды покоя.
Рубен Гюльмисарян