Верховный лидер Ирана Али Хаменеи, заявив в ходе встречи с президентом Турции о неприемлемости для Тегерана блокирования границы с Арменией, напомнил Анкаре, что эта тема остается в центре внимания иранских властей. Об этом заявил в беседе с Armenia Today эксперт по Южному Кавказу Андрей Арешев, комментируя состоявшийся 19 июля в Тегеране трехсторонний саммит лидеров России, Турции и Ирана.
Арешев подчеркнул, что заявление Хаменеи было адресовано конкретно президенту Турции. По словам эксперта, данное заявление следует рассматривать в контексте непростых ирано-турецких взаимоотношений, в том числе и на Кавказе, и попыток урегулирования двухсторонних конфликтных ситуаций, которое предпринимает иранское руководство, в том числе донося на высшем уровне мессидж турецкому лидеру о недопустимости дальнейшего нагнетания напряженности на армяно-иранской границе.
Эксперт отметил, что Азербайджан и Турция пытаются каким-то образом решить вопрос о налаживании коммуникационной связи, по возможности экстерриториальной, через суверенную территорию Армении, что конечно вызывает обеспокоенность Ирана. Он напомнил, что в августе-сентябре 2021 года имели место признаки военной эскалации на границе Ирана с государствами Кавказа. По словам Арешева, в конечном итоге Иран перешел к более активной политической экономической и дипломатической деятельности, что не исключает более явных действий в сторону Турции и Азербайджана в случае эскалации напряженности.
«Думаю, что верховный лидер Ирана просто напоминает о том, что ситуация остается в фокусе внимания властей Тегерана, и возможное размещение по линии границы либо террористов запрещенных в РФ международных группировок, либо израильских сил, на что были намеки в прошлом году, по-прежнему неприемлемо для иранской стороны», — отметил российский политолог.
В ходе состоявшейся на полях саммита встречи Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган также обсудили и карабахский вопрос. Отвечая на вопрос о разногласиях между Анкарой и Москвой по карабахскому урегулированию, Арешев выразил мнение, что карабахский вопрос очень важен с точки зрения российско-турецкого диалога.
По его словам, ни для кого не секрет, что по мере затягивания российской операции на Украине, будут иметь место попытки «расконсервировать» карабахскую проблему, обострить возможные противоречия. Арешев напомнил о недавних заявлениях президента Азербайджана, высказавшего недовольство деятельностью российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе, который якобы не справляется со своими задачами.
«С учетом тесных связей азербайджанского и турецкого лидеров очень важно держать ситуацию предсказуемой и, по крайней мере, иметь информацию о возможных действиях турецкой стороны на Южном Кавказе, учитывая то, что этот регион будет использоваться Западом в качестве второстепенного фронта против России в связи с операцией на Украине. Недавно все три столицы Закавказья облетел глава ЦРУ. Думаю, что это связано с вполне определенными намерениями», — сказал эксперт.
По словам Арешева, в этой связи позиция Турции, как игрока, существенно усилившего свои позиции на Южном Кавказе в последние два года, имеет немаловажное значение. Российской стороне важно поддерживать здесь непосредственный контакт и, по крайней мере, постараться получить информацию из первых рук, отметил эксперт.
Он также прокомментировал возможность включения тематики региона Южного Кавказа в повестку трехстороннего формата с участием РФ, Ирана и Турции. В заявлении, опубликованном по итогам саммита в Тегеране, говорилось, что лидеры трех стран приняли решение расширить трехсторонний формат взаимодействия за пределы только сирийской тематики
«Думаю не только желательно, но и необходимо включение повестки, связанной с Кавказом, которая объединяет все три страны. Потому что мы знаем, что и в ирано-турецких, и в российско-турецких взаимоотношениях очень много различно подводных камней, в частности, связанных с вопросами, связанными с Ближним Востоком, миграцией, экспансией Турции в Сирии и на Северном Ираке, что, кстати, значительно осложняло в последние месяцы ирано-турецкие отношения», — сказал Арешев.
Он отметил важность региона Кавказа, напомнив, что и Иран пытается от силовых демонстраций перейти к налаживанию более активных экономических связей и с Азербайджаном, и с Арменией. Эксперт отметил важность региональной тематики и с точки зрения турецкого присутствия, и перманентно продолжающихся армяно-турецких переговоров по открытию границы. Также Арешев выделил комплекс вопросов, связанных с экологией, отметив, что турецкие гидротехнические проекты в верховьях Куры и Аракса будут непосредственно касаться всех трех государств Закавказья, Ирана и частично России.
По словам Арешева, комплекс вопросов, важных для Турции, Ирана и России, связан с актуальными проблемами кавказского региона, и так или иначе, эти вопросы всплывают в ходе двухсторонних и трехсторонних переговоров, как это было 19 июля в Тегеране.
«Посмотрим, как будут вестись переговоры и какова будет их содержательная часть, поскольку, помимо встреч глав государств, под такие форматы необходима и системная каждодневная работа на уровне внешнеполитических ведомств, которые могли бы вырабатывать решения, а при необходимости согласовывать их в оперативном режиме. Насколько я понимаю, договоренности между главами государств по этой части есть и посмотрим, как они будут реализовываться в конкретной практике и мероприятиях», — сказал в заключении российский эксперт.