Эксперт по Южному Кавказу, политолог Андрей Арешев в беседе с корреспондентом Armenia Today прокомментировал последние заявления президента Азербайджана в адрес Армении, а также ситуацию вокруг разблокирования коммуникаций в регионе и активизацию армяно-российских отношений.
По его словам, Ильхам Алиев использует любую международную площадку для высказываний, направленных в адрес Армении, с целью обеспечить преимущественное для Баку течение политических процессов, связанных с заключением армяно-азербайджанского мирного договора, решением проблемы Арцаха на выгодных для него условиях. Эксперт выразил мнение, что здесь нет ничего нового, есть, прежде всего, информационное давление на Ереван с тем, чтобы добиться каких-то дальнейших уступок в переговорном процессе.
«Я обратил внимание, что наряду с традиционным набором тезисов, связанных с так называемым «Зангезурским коридором» и необходимостью для Армении безоговорочно согласиться с теми пятью базовыми пунктами, которые предлагает Азербайджан для заключения мирного договора, все чаще речь идет о возвращении беженцев в регион, который в Азербайджане называют «Западным Зангезуром», мы понимаем что речь идет о Сюникской области Армении и здесь возможно в ближайшее время разыгрывание каких-нибудь информационных комбинаций», — сказал он.
Комментируя возможность достижения компромисса между сторонами по вопросу «коридора» и разблокирования коммуникаций в целом, Арешев отметил, что в вопросе так называемого «зангезурского коридора» имеется некоторая пробуксовка позиции, связанная с разночтениями в позициях сторон.
По словам эксперта, один из явных мессиджей Азербайджана заключается в угрозе закрытия Лачинского коридора в случае, если не будут удовлетворены требования о беспрепятственном соединении Нахичеванской автономной республики с основной частью Азербайджана через территорию Мегринского коридора. Более того, в Баку заявляют, что в ближайшее время будет готова и заработает обходная дорога в сторону Степанакерта мимо Бердзора и Шуши, где будет установлен таможенный пункт и пункт пограничного контроля Азербайджана.
«Думаю, что это все из одного и того же набора то ли предложений, то ли угроз. Согласится ли на это армянская сторона, и если да, то в какой форме и какой будет посредническая роль российской стороны, мне сказать пока достаточно затруднительно, потому что и переговоры в рамках трехсторонней комиссии вице-премьеров и в других форматах с участием российской стороны безусловно идут, но информации о них крайне мало», — отметил он. Эксперт напомнил, что ЕС тоже активизировал свою посредническую роль на Южном Кавказе и очевидным образом пытается перехватить повестку урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
«Так что здесь все еще достаточно неясно и осложнено не только различием в переговорных позициях между Баку и Ереваном, но соперничеством между Москвой и Европейским Союзом, которые вошли в достаточно жесткий клинч в контексте событий на территории бывшей Украинской ССР. На Закавказье, безусловно, это некоторым образом отражается», — полагает эксперт.
Политолог прокомментировал последние эпизоды в отношениях Азербайджана и РФ, в частности, корректировку российским МИД после заявления Баку высказывания Сергея Лаврова по ситуации вокруг арцахского села Парух, а также удаление агентством РИА Новости интервью с госминистром Арцаха после резкой реакции Азербайджана.
Арешев выразил мнение, что Россия в целом стремится не обострять отношения с Баку. По его словам, такого рода сюжеты, с одной стороны достаточно локальные, вместе с тем отражают непростой процесс многоуровневого взаимодействия между Россией и Азербайджаном, далеко не всегда позитивного и далеко не всегда беспроблемного.
Эксперт обратил внимание на то, что некоторые бакинские эксперты чем дальше, тем больше акцентируют внимание на то, что срок пребывания российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе истекает (осталось 3,5 года) и по окончании срока, в 2025 году Баку вправе решить оставаться российским миротворцам или сообщить о завершении их миссии.
«В условиях, когда Ереван, очевидно, не имеет собственной долгосрочной повестки по Карабаху в плане обеспечения безопасности его населения, пытаясь переложить эту ответственность на российскую сторону, конечно же, позиция Азербайджана воспринимается достаточно внимательно, как мне кажется, в российском экспертном сообществе и в МИД РФ. Ну отсюда все эти, в том числе символические шаги, которые весьма объяснимы с точки зрения той болезненной реакции, которую вызывают в Азербайджане. Российская сторона здесь действует в достаточно узком коридоре возможностей», — заявил Арешев.
Эксперт считает, что участившиеся в последнее время посещения российскими официальными делегациями Армению безусловно свидетельствует об активизации армяно-российских отношений, особенно в контексте того внимания, которое уделяют Армении бывшие западные партнеры России – США и ЕС. Он отметил, что в мае глава МИД Арарат Мирзоян побывал в США, глава Совбеза Армен Григорян проводит достаточно тесные контакты с западными партнерами Армении.
«Безусловно, с российской стороны нужно чуть боле четкое понимание этих процессов и возможно их некоторое балансирование с учетом тех тесных связей, которые сохраняются у Москвы и Еревана на протяжении всего постсоветского периода и новых условий, которые возникли после начала специальной военной операции на Украине и резко ужесточившейся санкционной политики коллективного Запада в отношении России», — сказал Арешев.
По словам эксперта, в этой связи и на Армению западными посольствами и дипломатами оказывается определенное давление, в том числе и на банковскую систему страны с целью несколько осложнить жизнь российским гражданам, которые появились в Армении начиная с февраля, и тем российским предприятиям, которые возможно захотели бы использовать возможности ЕАЭС для поддержания эффективности хозяйственной деятельности, в том числе внешнеторговой.
Арешев отметил, что в повестке РФ и Армении много вопросов, в том числе карабахский, который так или иначе не может не обсуждаться с армянской стороной. «Безусловно, повестка дня широкая и чем дальше, тем больше становится беспокойной, сложной. Те же биолаборатории, подписание в 2021 году меморандума и ход его реализации, о чем тоже неоднократно говорили российские дипломаты на различных уровнях. Так что нет ничего удивительного, и закономерно наращивание подобных родов контактов и их интенсификация, причем не только на армянской, но и на российской территории», — заявил Арешев.