Анкара может попытаться вновь дестабилизировать ситуацию в регионе Южного Кавказа для того, чтобы укрепить позиции режима Эрдогана в Турции перед намеченными на 2023 год выборами. Об этом в интервью Armenia Today заявил академик НАН, тюрколог Рубен Сафрастян, комментируя внутриполитическую ситуацию в Турции и возможное влияние на наш регион планируемой Анкарой новой операции в Сирии.
Оценивая шансы оппозиции и властей Турции за год до намеченных на июнь 2023 года парламентских и президентских выборов в стране, эксперт отметил, что несколько дней назад были опубликованы результаты опроса турецкого центра по изучению общественного мнения, согласно которому правящая Партия справедливости и развития (ПСР) впервые оказалась на втором месте по своей популярности среди избирателей, на первое место вышла основная оппозиционная кемалистская Народно-республиканская партия (НРП). Сафрастян отметил, что это произошло впервые за двадцать лет, после того как в 2002 году партия Эрдогана пришла к власти.
«Во-вторых, опрос общественного мнения, проведенный уже другими центрами, свидетельствует о том, что все-таки на сегодняшний момент Эрдоган является наиболее популярным деятелем в Турции и есть большая вероятность, что, во-первых, будет 2 тура выборов, и во-вторых, во 2 туре Эрдоган одержит победу. На сегодняшний день это наиболее распространенная аналитическая оценка, которая дается специалистами в Турции и за рубежом», — сказал тюрколог.
Он отметил, что ухудшение социально-экономического положения в Турции, обострение финансовой ситуации в стране вызывает широкое недовольство граждан Турции и сказывается на рейтинге Эрдогана и его партии. «Конечно, положение Эрдогана за год до выборов довольно шаткое и нельзя с уверенностью сказать – победит ли он и его партия или победят оппозиционные силы, которые объединились в коалицию из 6 партий. Так что делать какие-то реальные прогнозы насчет результатов выборов пока рано», — отметил Сафрастян.
Комментируя возможные изменения в политике Анкары в случае смены власти в Турции, он отметил, что в этом случае к власти в стране придет основная оппозиционная Народно-республиканская партия, которая была создана Ататюрком.
«Если эта партия или ее представитель придут к власти, то не думаю, что будут какие-то изменения в политике Турции в отношении Армении и армянского народа. Эта партия, которая на протяжении десятков лет правила в Турции, проявила себя как политическая сила, которая не признает наличие национальных меньшинств в стране. Свою политику в национальном вопросе она основывает на тезисах, которые еще сформулировал Ататюрк, в основе которых лежит утверждение о том, что в Турции живут только турки. Поэтому я не ожидаю со стороны оппозиции, если она придет к власти, ничего принципиально нового в политике в отношении армян, проживающих в Турции», — сказал он.
В то же время эксперт отметил, что в случае прихода НРП к власти возможны изменения во внешней политике Турции, которая, по словам Сафрастяна, станет более предсказуемой и осторожной, а также более координируемой с Западом. В то же время Сафрастян не считает, что политика Турции в регионе Южного Кавказа при этом сильно изменится.
«Изменения могут быть лишь в том плане, что свою политику на Южном Кавказе Турция будет более тесно координировать с США и НАТО. Каких-то радикальных изменений в региональной политике Турции я не ожидаю. Отношение к Армении тем более, думаю, не изменится, поскольку кемалисты проводили в отношении Армении линию, которую можно назвать политикой давления и навязывания своего видения мира и каких-то тезисов для того, чтобы добиться изменения во внешней политике Еревана в угоду тем положениям, которые являются доминирующими для турецкой элиты», — сказал эксперт.
Отвечая на вопрос о причинах последней активизации Турции в Сирии, Сафрастян выделил несколько факторов. Он напомнил, что ранее турецкая сторона провела три операции, которые привели к тому, что часть северной Сирии была оккупирована турецкими войсками.
По словам эксперта, планируемая четвертая операция предполагает закончить это дело и добиться того, чтобы большая часть 30-километровой территории Сирии, которая прилегает к границе Турции, была бы под контролем турецкой армии. Он отметил, что Анкара стремится создать там пояс, протяженностью больше 30 километров, который будет своего рода барьером для того, чтобы курдские вооруженные формирования не переходили границу и не осуществляли в Турции каких-либо операций.
Также Анкара заявляет, что планирует переселить на оккупированную территорию Сирии часть сирийских беженцев, находящихся в Турции (по официальным данным их около 5 млн, а по неофициальным – около 8 млн.). «Я не очень верю, что Турции удастся осуществить эту цель, потому что очень небольшая часть беженцев согласится переселиться на территории Сирии, которые оккупированы турками», — заявил Сафрастян.
Третий фактор связан с уже начавшейся подготовкой к выборам в Турции. По словам тюрколога, падение рейтинга правящей партии, шаткая позиция Эрдогана заставляют его задумываться о том, чтобы осуществить небольшую победоносную операцию с тем, чтобы вернуть голоса избирателей, которые в силу тяжелого социально-экономического положения в стране начали отворачиваться от него.
Сафрастян отметил также давление на Анкару со стороны России и США. Он напомнил, что, фактически, недели 3-4 тому назад было объявлено, что подготовка к проведению операции закончена, но она до сих пор не началась. По мнению тюрколога, свою роль тут сыграло то обстоятельство, что США и Россия высказались против этой операции. Он отметил информацию о том, что РФ начала перебрасывать находящиеся на территории Сирии, в частности, в районе Алеппо, российские контингенты ближе к северу Сирии, чтобы воспрепятствовать проведению турецкой операции или оказать давление на турок, чтобы они не оккупировали еще одну часть территории страны.
Эксперт напомнил, что Россия официально заявила, что выступает против оккупации территории суверенного государства Сирии, которая еще и является союзником России. По словам Сафрастяна, США, как известно, имеют союзнические отношения с курдскими организациями, которые контролируют часть северной территории Сирии, и американцы также выступили против операции.
«Думаю, на этом этапе Турция решила не злить США и Россию, оставив проведение этой операцию на потом. Но уверен, что в ближайшем будущем Эрдоган найдет благоприятный момент и осуществит операцию, поскольку там накоплены довольно значительные силы турецкой армии», — сказал он.
По словам Рубена Сафрастяна, возможное проведение операции, конечно, непосредственно не отразится на нашем регионе, но в целом нельзя исключать возможность того, что Турция на внешнеполитической арене предпримет очередные авантюристические шаги, с тем, чтобы отвлечь внимание население от тяжелого социально-экономического положения в стране и подправить пошатнувшийся рейтинг Эрдогана и его партии.
По словам Сафрастяна, в этом смысле не исключено, что Турция и под ее руководством Азербайджан могут попытаться в очередной раз дестабилизировать ситуацию у нас в регионе, с тем, чтобы добиться целей властей Турции во внутренней политике страны.